Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………… 3 1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………. 3 1.1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации ООП ДО в школе……………………………………………………………………………………………… 3 1.1.2. Цели и задачи дополнительного образования в МАОУ СОШ№4……………………… 5 1.1.3. Принципы реализации дополнительного образования в МАОУ СОШ №4……………… 5 1.2.Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в области дополнительного образования ……………………..………………… 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………......................... 8 2.1.Направленность дополнительного образования……………..………………………… 8 2.1.1. Социально-гуманитарная направленность………………………………………………. 8 2.1.2. Художественная направленность………………………………………………………… 8 2.1.3. Физкультурно-спортивная направленность……………………………………………….. 9 2.1.4. Естественнонаучная направленность………………………………………........................ 10 2.1.5. Туристско-краеведческая направленность…………………………………………………. 10 2.1.6. Техническая направленность………………………………………………………………. 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….. 12 3.1. Учебный план дополнительного образования ………………………………………….. 12 3.2. Календарный учебный график МАОУ СОШ №4 на 2023-2024 учебный год…………………………………………………………………………………………………… 14 3.3. Система условий реализации дополнительного образования …………………………. 15 3.3.1. Описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических……………………………………... 15 3.3.2. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий…………....................... 26 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования в школе Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №4по образовательным общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. (ред. от 27.02.2023 г.) № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Федеральная целевая программа развития образования на 2021 -2025годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации №497 от 23.05.2015 Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Документ вступает в силу с 01 марта 2023 г. и отменяет Приказ № 196). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Письмо Минпросвещения России от 07 апреля 2021 г. № 06-433 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта Российской Федерации до 2025 года). 3 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)) Устав МАОУ СОШ №4; ООП НОО МАОУ СОШ № 4; ООП ООО МАОУ СОШ № 4; ООП СОО МАОУ СОШ № 4. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. «Изюминка» дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов учащихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только учащихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее. Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха. Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый учащийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент очень важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. 4 1.1.2. Цели и задачи дополнительного образования в МАОУ СОШ№ 4 Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественную, физкультурно-спортивную, социально-педагогическую, туристско-краеведческую, естественнонаучную, техническую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей. Основными задачами дополнительного образования являются: 1. Изучение интересов и потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании детей; 2. Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы; 3. Формирование условий для создания единого образовательного пространства; 4. Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей учащихся в объединениях по интересам; 5. Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования максимальное количество учащихся, в том числе детей-инвалидов, опекаемых детей, детей из малообеспеченных семей, детей, находящихся на персонифицированном учете; 6. Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; 7. Привить учащимся навыки проектной и исследовательской деятельности; 8. Обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; 9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий. 1.1.3. Принципы реализации дополнительного образования в МАОУ СОШ №4 При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: 1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг. 2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто перестает действовать. 3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и принцип развития. 4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет учащемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, 5 содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и тому подобное, максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации. 5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого учащегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию. 6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного образования детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. 7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу. 8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни. 9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения. 10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников. 11. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. 12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. 13. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята 6 могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. 14. Принцип поддержки инициативности и активности Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний учащихся. 15. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в области дополнительного образования Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования МАОУ СОШ №4 являются: рост мотивации учащихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; удельный вес учащихся, готовых к саморазвитию; удельный вес учащихся, готовых к успешной адаптация в социуме; положительная динамика физического и психического здоровья школьников; удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников; рост числа учащихся, охваченных дополнительным образованием; уменьшение количества учащихся, состоящих на персонифицированном учете; увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования; творческие достижения учащихся (результаты участия в выставках декоративноприкладного творчества, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) муниципального, регионального и федерального уровней. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности. Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с общим образованием осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики учащихся и их родителей (лиц их заменяющих). В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОУ: 1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.). 2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»; 3. А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении», 4. Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», 5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», 6. Д.В. Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе». 7. Оценка Портфолио учащихся и др. Диагностику планируется проводить психологом, педагогами дополнительного образования и классными руководителями 1-2 раз в год. 1.2. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Направленность дополнительного образования Дополнительное образование в школе представлено следующими направленностями: 2.1.1. Социально-гуманитарная направленность Целью данного направления является формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности. Основные задачи социально-гуманитарной направленности, на которые непосредственно направлена деятельность педагога: - формирование социальной компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире); - развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству); - создание условий для личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»). Адресность программы – предназначена для обучения детей от 5 до 18 лет. Формы проведения занятий: Групповые; Учебные занятия; Показательные занятия; Занятия-экскурсии Выставки; Фестивали; Конкурсы. Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования социальнопедагогической направленности Обучаясь по данным программам, ребенок приобретает личный социальный опыт, у него развиваются такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность; ребенок может реализовывать в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, овладевает способами постановки жизненно важных целей, определение маршрута своего развития. Система диагностики результатов освоения образовательной программы Подведение итогов и определения результатов обучения происходят в Форме проведения публичных мероприятий, как-то тематических выставок, экскурсий. Воспитанники принимают участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. 2.1.2.Художественная направленность Основной целью данного направления является нравственное и художественное развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами кружков являются: - развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей; - развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; способствовать социальной адаптации учащихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формировать у учеников вокальных, театральных и других знаний, умений и навыков. Программы художественной направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в выбранных 8 видах искусства. Художественные программы отдельных направлений в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а также могут служить средством развития одаренных детей и способствовать допрофессиональной ориентации и подготовки. Адресность программы – предназначена для обучения детей от 4 до 18 лет. Формы проведения занятий: Групповые; Сводные; (хор) Индивидуальные; (вокал) Открытые занятия; (по технике исполнения) Занятия-игры, занятия-концерты, занятия-экскурсии; Репетиции; Концерты, фестивали, конкурсы, выставки. Ожидаемые результаты освоения программ дополнительного образования художественной направленности Обучаясь по данным программам, ребенок овладевает знаниями, развивается духовно и физически, становится уверенным в своих силах и возможностях, умеет организовывать свое время, добиваться поставленной цели, умеет понимать искусство, проявлять творческие способности. Система диагностики результатов освоения образовательной программы Подведение итогов и определения результатов обучения происходят в форме зачетов, открытых, отчетных концертов, тематических и итоговых выставок. 2.1.3. Физкультурно-спортивная направленность Целью физкультурно-спортивного направления дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач: создать условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил; формировать ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; укреплять здоровья ребенка; организовать межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха. Адресность программы–предназначена для обучения детей от 5 до 18 лет. Прием детей осуществляется по желанию без предварительного отбора, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. Формы проведения занятий: Групповые; Учебные занятия, тренировки; Открытые занятия; Занятия-игры; Участие в соревнованиях и турнирах. Ожидаемые результаты освоения программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Обучаясь по данным программам, ребенок овладевает знаниями, развивается духовно и физически, становится уверенным в своих силах и возможностях, умеет организовывать свое время, добиваться поставленной цели. Система диагностики результатов освоения образовательной программы В течение всего периода занятий ведется регулярный педагогический контроль, который осуществляется с целью выявления динамики развития каждого воспитанника и группы в целом. Кроме того, контроль позволяет оценивать эффективность 9 организации всего учебно - тренировочного процесса и своевременно вносить необходимые коррективы. Диагностика проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физической и технической подготовке. Контрольные испытания проводятся 2 раза в год. Анализ показателей позволяет педагогу получить объективную картину уровня физической подготовки учащихся и уровня освоения ими технических приемов. 2.1.4.Естественнонаучная направленность Целью данного направления является экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Задачи: формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формировать мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развивать стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по физике, биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Адресность программы–предназначена для обучения детей от 5 до 18 лет. Формы проведения занятий: Групповые; Учебные занятия; Занятия-игры; Показательные, открытые занятия; Занятия-праздники; Выставки. Ожидаемые результаты освоения программ дополнительного образования естественнонаучной направленности Обучаясь по данной программе, воспитанник овладевает основами знаний, умений, развивается духовно, учиться адаптироваться в детском коллективе, получает навыки поведения в обществе. Система диагностики результатов освоения образовательной программы В кружковой деятельности – выполнение самостоятельной работы, учебных проектов, написание и защита рефератов, докладов, участие в конкурсах, олимпиадах. 2.1.5. Туристско – краеведческая направленность Цель: совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Задачи: 10 усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности; создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края; воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан. Адресность программы–предназначена для обучения детей от 5 до 18 лет. Формы проведения занятий: Групповые; Учебные занятия; Занятия-игры; Показательные, открытые занятия. Ожидаемые результаты освоения программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности Обучаясь по данной программе, воспитанник овладевает основами знаний, умений, развивается духовно и физически, учиться адаптироваться в детском коллективе, ориентироваться на местности, получает навыки туриста. Система диагностики результатов освоения образовательной программы В кружковой деятельности – выполнение самостоятельной работы, учебных проектов, написание и защита рефератов, докладов, участие в конкурсах, олимпиадах, в слетах. 2.1.6. Техническая направленность Целью технической направленности является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодежи. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач: - приобретение необходимых технических навыков; - приобретение навыков работы в трудовом коллективе; - развитие практических навыков и умений работы с разными материалами; - способствование социальной адаптации учащихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе. Адресность программы–предназначена для обучения детей от 5 до 18 лет. Формы проведения занятий: Групповые; Учебные занятия; Занятия-игры; Показательные, открытые занятия. Ожидаемые результаты освоения программ дополнительного образования технической направленности Обучение по данным программ способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика. Система диагностики результатов освоения образовательной программы Подведение итогов и определения результатов обучения происходят в форме выполнения самостоятельной работы, учебных проектов, написание и защита рефератов, докладов, участие в конкурсах, олимпиадах, в слетах, тематических и итоговых выставок. 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план дополнительного образования Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, отряды и др. При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. В них могут заниматься дети от 5 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего учебного года. В период школьных каникул занятия могут: проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся; продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п. проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время; Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю. Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 5 до 18 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста учащихся, года обучения, специфики деятельности данной группы. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьмиинвалидами по месту жительства. Согласно 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни – 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни – 3 часа. 12 После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность одного занятия зависит также от возраста учащихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в выходной): для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут; для младших школьников – от 1часа до 2-х часов; для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов. В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога. «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога. Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00. Нарушение СанПин влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Учащиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам. Работа учащихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Обучающимся, успешно овладевшим учебной программой, проявившим организаторские способности и стремление передавать свои знания и умения другим, может быть присвоено звание: «инструктор», «консультант» с вручением соответствующего удостоверения. По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в кружках и секциях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач: - обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование; - творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе; - организация содержательного досуга; - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Направленность Социальногуманитарная Учебный план дополнительного образования МАОУ СОШ №4 Название объединения Кол-во Кол-во часов в групп неделю История языка 1 1 Юный исследователь 1 2 Умные шахматы 1 2 Всего часов по программе в год 34 34 34 13 физкультурноспортивная художественная естественнонаучная туристскокраеведческая Я - исследователь ЮИД ШНО «Триумф» Смайл-позитив ДЮП Профориентационный центр «Перспектива» Тренажерный зал Юный снайпер Мини-футбол Баскетбол Волейбол ПВСК «Патриот» Творческая мастерская Изонить Танцуй красиво Умелые ручки Юный эколог Экологический отряд Теоретические основы биологии Туристический клуб «Горизонт» «Юный краевед» Актив музея Мастерица Юный токарь 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 34 34 68 34 68 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 2 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 1 1 34 1 1 1 1 2 1 2 2 34 34 34 34 986 Итого: 3.2. Календарный учебный график МАОУ СОШ №4 на 2023-2024 учебный год 1. Календарные периоды 2023-2024 учебного года 1.1. Дата начала учебного года - 01 сентября 2023 года 1.2. Дата окончания учебного года – 25 мая 2024 года 1.3. Продолжительность учебного года - 34 учебных недели. 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и днях Учебный Дата Продолжительность период Начало Окончание Количество Количество учебных недель учебных дней 01.09.2023 года 28.10.2023 года 8 50 I четверть 07.11.2023 года 29.12.2023 года 8 46 II четверть 22.03.2024 года 11 62 III четверть 09.01.2024 года 23.02.2024 и 08.03.2024 года - праздничные дни 25.05.2024 года 7 46 IV четверть 01.04.2024 года 01.05.2024 и 09.05.2024 года - праздничные дни Итого в учебном году: 34 204 14 3.3. Система условий реализации дополнительного образования В школе созданы условия реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования, обеспечивающие для участников образовательных отношений возможность: - достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы всеми учащимся, в том числе учащимися с ОВЗ и инвалидами; - развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных и талантливых, через систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта; - овладения учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; - формирования социальных ценностей учащихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; - участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии системы дополнительного образования и условий ее реализации; - включения учащихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; - формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности; - формирования у учащихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; - использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; - обновления содержания программ общеразвивающего дополнительного образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов учащихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации; - эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников школы, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; - эффективного управления школой с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. 3.3.1. Описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических Кадровые условия реализации образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации ООП ДО на 100%. Характеристика административного и педагогического состава, обеспечивающего реализацию ООП ДО следующая: Должность Количес Образова Стаж Кв. категория тво ние Директор 1 Высшее Свыше 20 лет -1 СЗД Заместитель 3 Высшее до 10 лет – 2 СЗД - 3 директора по УВР От 10 до 20 лет – 1 Учитель-предметник 56 Высшее – до 10 лет – 9 Высшая – 18 39 от 10 до 20 лет – 3 Первая – 23 СПО - 10 свыше 20 лет - 27 СЗД – 4 Без категории - 4 Педагог - психолог 3 Высшее от 10 до 20 лет -1 1 Учитель – дефектолог 1 Высшее от 10 до 20 лет -1 1 15 Учитель-логопед Педагог - организатор 1 2 Высшее Высшее Социальный педагог Заведующий БИЦ 1 1 Высшее СПО от 10 до 20 лет -1 до 10 лет - 1 от 10 до 20 лет -1 свыше 20 лет - 1 свыше 20 лет -1 1 высшая - Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационным категориям. Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующей ООП ДО, обеспечивается освоением ее работниками дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Все педагогические и административные работники, реализующие ООП ДО, прошли повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС НОО и ООО. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО обеспечивают: - преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении общеразвивающего дополнительного образования; - учет специфики возрастного психофизического развития учащихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; - вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ОВЗ; психологопедагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Основными формами психолого-педагогического сопровождения выступают: - диагностика, направленная на определение особенностей статуса учащегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года; - консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации; - профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени. К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения относятся: - сохранение и укрепление психологического здоровья; - мониторинг возможностей и способностей учащихся; - формирование у учащихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; - развитие экологической культуры; - выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ; - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; - выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Финансово-экономические условия реализации ООП ДО В МАОУ СОШ № 4 разработано Положение об оплате труда, в котором определяется: - соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; 16 - соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала; - соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда; - порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с нормативными актами. МАОУ СОШ №4 разрабатывает финансовый механизм интеграции между МАОУ СОШ № 4 и учреждениями дополнительного образования детей, а также другими социальными партнёрами, организующими внеурочную деятельность учащихся, и отражает его в своих локальных актах. При этом учитывается, что взаимодействие может осуществляться: — на основе договоров на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования, клуба, спортивного комплекса и др.); — за счёт выделения средств из стимулирующей части ФОТ для педагогов, которые обеспечивают реализацию программ внеурочной деятельности. Материально-технические условия реализации ООП ДО Материально-технические условия реализации ООП ДО обеспечивают: 1) соблюдение: - санитарно-эпидемиологических требований образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); - требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены); - требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого учащегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания учащихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания учащихся); - строительных норм и правил; - требований пожарной и электробезопасности; - требований охраны здоровья учащихся и охраны труда работников школы; - требований к транспортному обслуживанию учащихся; - требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в месте расположения школы; - требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в школе; - своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; 2) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры школы). Здание школы, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания учащихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов деятельности для всех участников образовательных отношений. Школа имеет необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ), административной и хозяйственной деятельности: - учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников, лекционные аудитории; 17 - помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством; - информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой; - спортивные сооружения (залы, стадионы, спортивные площадки, тир, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем); - помещения для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; - помещения медицинского назначения; - административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - гардеробы, санузлы, места личной гигиены; - участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон; - полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации); - мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь. Школа размещена в 3-х этажном (типовом здании капитального исполнения). Сдано в эксплуатацию с 1974 года. Проектная наполняемость – 650 мест, в связи с перепланировкой некоторых помещений на данный момент в школе 440 посадочных мест. Общая площадь учебных и вспомогательных помещений составляет 3026,8 кв.м. Для осуществления образовательной деятельности в рамках ООП ДО используются 16 учебных помещения: - 2 кабинета информатики - 1 кабинет ОБЖ - 1 кабинет иностранного языка - 1 кабинет истории - 3 кабинета русского языка и литературы - 2 кабинета математики - 1 кабинет биологии - 1 кабинет физики - 1 кабинет химии, географии - 1 кабинет искусства - 1 мастерская, - 1 кабинет обслуживающего труда - 1 спортивный зал - столовая на 140 посадочных мест - библиотека с читальным залом - историко – краеведческий музей. Из данных кабинетов: - 6 кабинетов: русского языка, истории, иностранного языка, биологии, химии, искусства оснащено интерактивным оборудованием (интерактивная доска, проектор, ноутбук, МФУ) - 3 кабинета: математики, русского языка, ОБЖ - оснащены компьютерами - 1 кабинет – физики – оснащён программно-аппаратным комплексом (интерактивная доска, 20 ноутбуков, проектор, документ-камера, модульная система экспериментов, цифровая лаборатория, принтер) - 1 кабинет – химии – оснащён современным учебно-лабораторным оборудованием и цифровой лабораторией - 2 кабинета информатики оснащены 18 компьютерами, проекторами, интерактивными досками, МФУ 18 - библиотека с читальным залом, оборудована видеодвойкой и 4 компьютерами. Для каждого учебного кабинета создан и ежегодно обновляется паспорт кабинета, в котором отражаются: анализ работы кабинета в предыдущем году, задачи на новый учебный год, перспективный план развития кабинета, учебно-методическое обеспечение и ТСО. Все помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин, нормам и правилам пожарной безопасности. В школе имеется достаточное количество технических средств обучения для организации учебно-воспитательного процесса, позволяющих вести преподавание на уровне, соответствующем современным требованиям, ведется постоянный учет и систематизация технических средств обучения, что способствует отслеживанию динамики поступления и распределения ТСО. Из данных кабинетов: - 3 кабинета основной школы оборудованы телевизором и DVD-плеером, - 1 кабинет основной школы оснащены программно-аппаратными комплексами, принтерами - 4 кабинета основной школы оснащены интерактивным оборудованием, МФУ - 5 кабинетов основной школы оснащены компьютерами, МФУ - 2 кабинета информатики оснащены 18 компьютерами, МФУ - библиотека с читальным залом, оборудована видеодвойкой и 4 компьютерами. Для каждого учебного кабинета создан и ежегодно обновляется паспорт кабинета, в котором отражаются: анализ работы кабинета в предыдущем году, задачи на новый учебный год, перспективный план развития кабинета, учебно-методическое обеспечение и ТСО. Все помещения соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам СанПин, нормам и правилам пожарной безопасности. В школе имеется достаточное количество технических средств обучения для организации учебно-воспитательного процесса, позволяющих вести преподавание на уровне, соответствующем современным требованиям, ведется постоянный учет и систематизация технических средств обучения, что способствует отслеживанию динамики поступления и распределения ТСО. В учреждении имеется библиотека и читальный залом на 20 посадочных мест (площадь78,2 кв.м). Общий библиотечный фонд 15478 экз. в том числе: - учебники 6207 экз. - учебные пособия (справочники, словари, 872 экз. учебные пособия) - художественная литература 6875 экз. - методическая литература 1524 экз. Фонд цифровых образовательных ресурсов составляет 1513 экземпляр. В фонде библиотеки имеется медиатека, содержащая 255 СD и 69 видеофильмов. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность: - реализации индивидуальных учебных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; - включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; - художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации; 19 - создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина; - формирования личного опыта применения УУД в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры; - проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования; - наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; - физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; - исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий; - занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий; - размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность; - проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебной деятельности, фиксирования её реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); - обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения учащихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением; - выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения, организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха учащихся. Все указанные виды деятельности обеспечены расходными материалами. Информационно-методические условия реализации ООП ДО Информационно-методические условия реализации ООП ДО обеспечиваются современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда школы включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Обеспечение образовательной деятельности информационно – коммуникационными ресурсами соответствует типу и виду образовательного учреждения. На данный момент в школе имеется 28 компьютеров,85 ноутбуков и нетбуков – всего 113 единиц. Из них 103 используется в образовательной деятельности, 10 – в управлении школой. В школе имеется 25 мультимедийных проектора, 22 интерактивных доски, 13 документ – камер, 20 принтеров и 19 многофункциональных устройств (принтер – сканер – копир). Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек – оптоволокно. Значительно увеличилось количество учащихся, обращающихся к услугам сети Интернет для работы с ЭОР, онлайн-тестами, сайтами по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Среднее количество времени использования Интернета на текущий момент в расчете на одного учащегося в год – 20 99 часов; количество учащихся на 1 компьютер - 5; доля учащихся, пользующихся услугами библиотеки по учебным и внеучебным вопросам, - 100%. Количество книг библиотеки в расчете на одного учащегося – 34,7. В школе создан сайт http://kuryi.uralschool.ru, который обновляется 1 раз в неделю. Школа обеспечивает лицензионную чистоту программного обеспечения: на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение «Microsoft». Для обеспечения безопасности работы в системе установлено лицензионное ПО Kaspersky Work Space Security. Много внимания уделяется и безопасности работы в Интернете: установлена на все компьютеры программа «Интернет-цензор», провайдером «Ростелеком» предоставляется услуга «Директорский контроль». В школе принята инструкция, регламентирующая доступ учащихся в Интернет, реализуется программа «Обучение детей, родителей и педагогов основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета». Информационно-образовательная среда школы обеспечивает: - информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; - планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения; - мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности; - мониторинг здоровья учащихся; - современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; - дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; - дистанционное взаимодействие школы с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников школы в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Функционирование информационно-образовательной среды школы соответствует законодательству Российской Федерации. Фонд дополнительной литературы включает: отечественную зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению учащихся. Перечень учебной и учебно-методической литературой по образовательным общеразвивающим программам дополнительного образования № Уровень, вид Автор, название, год издания Количеств Число п/п образовательной учебной и обучающих о программы (основная / учебно-методической ся, экземпляро дополнительная), литературы воспитанник в направление ов, подготовки, одновремен специальность, но профессия, изучающих наименование предмет, предмета, дисциплины дисциплину (модуля) в (модуль) соответствии с учебным планом 1 2 3 4 5 21 1. 1 Уровень, вид образовательной программы, направление подготовки, специальность, профессия: дополнительная, дополнительное образование детей и взрослых Предметы, дисциплины (модули): физкультурноспортивная направленность Погадаев Е.И., Артеменко О.И., Цехмистренко Т.А. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке. – Изд. «Новый учебник».-2003 Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Просвещение, 1996 Русимова Р.В. Подвижные игры – одно из средств физического воспитания в малокомплектной сельской школе. Барнаул, 1989 Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Минск, 1980 Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту. М. 1985 Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.1990 «Физическая культура в школе», научно-методический журнал Министерства образования РФ. Погадаев Е.И., Артеменко О.И., Цехмистренко Т.А. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке. – Изд. «Новый учебник».-2003 Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований) Волейбол. Тестовые задания по 1 320 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 2 3 Художественная направленность естественнонаучная направленность изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002 Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2013 Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2002. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001. Н.А Горяева. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007 А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006 Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия 1 1 220 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 305 23 4 5 Социальногуманитарная направленность туристскокраеведческая направленность профильное обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2012. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2009. И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2007. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии – М., Высшая школа, 2010. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 2006. Э. Гросс, Х. Вайсмантель – Химия для любознательных – Л., Химия, 2011. П.А.Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов Творчество учащихся на практических занятиях по химии.- М., Аркти, 2012. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8 -9 классах. Составитель Морозов В.Е. М. Глобус, 2012. Химия. 9 класс. Сборник Элективных курсов. Составитель Ширшина Н.В. Волгоград. Учитель, 2010. Лосева С.В. Английский в рифмах, Буклет 2012. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку, С-П- 2011. Пауэлл Г. Пой и играй : сборник песен для начальной школы, Обнинск(Титул), 2007. Компанейцева Л.В. Английский с мамой, Москва: -2010. Нормативные документы по музейному делу. – М., 2000. Российская музейная энциклопедия – М., 2001. – Т. 12. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. К.Г. Левыкина, В.Хербста. – М., 1988. Шляхтина Л., Зюкин С. Основы музейного дела. – СПб., 2000 Юренева Т.Ю. Музееведение. – 1 1 1 1 1 1 1 1 1 212 1 1 1 1 65 1 1 1 1 24 М., 2003. Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. – СПб., 1999. Атрибуция фотоисточников в музее: Методические рекомендации. – М., 2000. Историческое краеведение. Учебное пособие / под ред. Г.Е. Корнилова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 240 с. 6 техническая 1 1 1 Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII – XIX вв. Екатеринбург, 2002. 1 Брюханов, В. А. Мировоззрение К. Э. Циолковского и его научно-техническое творчество / В.А. Брюханов. М.: Издательство социальноэкономической литературы, 1983. - 172 c. Кругликов, Григорий Исаакович Основы технического творчества. Книга для учителя / Кругликов Григорий Исаакович. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2012. - 807 c. .Основы научного и технического творчества. Том 2. Техническое творчество / В.И. Бочаров и др. - М.: Агенство "Наутилус", 2002. - 704 c. Большаков, В. 3Dмоделирование в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor, T-Flex / В. Большаков, А. Бочков, А. Сергеев. - М.: Книга по Требованию, 2010. 336 c. Прахов, А. Blender. 3Dмоделирование и анимация. Руководство для начинающих / А. Прахов. - М.: БХВ-Петербург, 2009. - 272 c. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. 320 c. 1 308 1 1 25 3.3.2. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий Интегративным результатом выполнения требований ООП ДО является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития учащихся. Созданные в школе условия: - учитывают особенности школы, ее организационную структуру, запросы участников образовательных отношений; - предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия. Система условий реализации ООП ДО школы базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей: - анализ имеющихся в школе условий и ресурсов реализации ООП ДО; - установление степени их соответствия целям и задачам ООП ДО школы, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательных отношений; - выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях; - разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий. 26