ДООП Юный краевед

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЮНЫЙ КРАЕВЕД
5-9 классы

село Курьи
городской округ Сухой Лог

Содержание программы
Стр.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Выявление и сопровождение одаренных детей
2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

2

3
4
4
6
6
9
10
10
10
11
11
11

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа,
на которой только и может
осуществляться рост духовной
культуры всего общества”.
Д.С. Лихачёв
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
(далее программа) реализует содержание дополнительного образования туристскокраеведческой направленности.
Актуальность программы
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников
школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, участвовать
в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных
социально-педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные
особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который
формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства,
историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край,
глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой,
историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить
свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный
краевед».
Отличительной особенностью программы от других подобных программ является
то, что она не просто знакомит учащихся с историческими событиями, данная программа
предназначена для ведения краеведческой работы и призвана помочь учащимся шире
познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры.
Учащимся предстоит ознакомиться с приемами музейной работы через освоение навыков
поиска информации, составление и проведение экскурсий, оформление экспозиций и
организацию встреч с выдающимися деятелями нашего села.
Адресат программы
Учащиеся системы дополнительного образования в возрасте 11-15 лет, а также дети с
ограниченными возможностями здоровья.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
рассчитана на один год обучения с 1 сентября до 25 мая. Программа включает в себя 68
учебных часов (34 ч. теории, 34 ч. практики)
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в
виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте
МАОУ СОШ №4.
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в
группы учащихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом
объединения. Состав группы учащихся - постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общий объем часов в год – 68 часов. Два часа в неделю по 40 минут, с 10-минутным
перерывом.

3

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческой деятельности учащихся по изучению,
возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и
музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
Личностные:
 формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
 развитие их творческих способностей;
 воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
Метапредметные:
 развитие мотивации к определенному виду деятельности;
 развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;
 привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного
края;
 активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
Образовательные (предметные):
 развитие познавательного интереса к истории России;
 приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего
края, привитие чувства любви к родному краю;
 формирование и пополнение музейных коллекций.

№ Название раздела, темы
п
/
п
1 Основы музееведения

2
3
4
5

1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего

Курьинская средняя школа: история
и традиции
История села Курьи
Село Курьи в годы Великой
Отечественной войны
Встречи с интересными людьми
Всего

Теория

Практика

7

2

5

12

6

6

14
26

7
17

7
9

2

7

34

34

9
68

Формы
аттестации/кон
троля
Ведение
журнала,
текущий
Текущий,
сообщения
Собеседование
Текущий,
сообщения
Итоговое
выступление

Содержание учебного плана
Введение. Составление коллективного плана работы,
его тематика, индивидуальный выбор учащихся (1 час)
Теория: Проблема формирования культуры исторической памяти. Историческое краеведение
в системе школьного исторического образования. Нормативные, концептуальные и
программные документы РФ и Свердловской области как целевые ориентиры историкокраеведческого образования. Источники краеведения: вещественные, письменные, печатные,
статистические, картографические, архивные, устные памятники истории и культуры.
Экскурсионная работа и историческое краеведение.
Практика: Изучение накопленного материала по предыдущему периоду обучения,
интересующие вопросы личностного характера учеников, сложные темы по истории или
«белые пятна» нашей малой Родины.
Раздел 1.
4

Основы музееведения (6 часов)
Теория: Определение музееведения. Объект и предмет музеологического исследования.
Структура музееведения: история музейного дела, теория музейного дела, музейное
источниковедение, прикладное музееведение. Метод музееведения.
Ключевые понятия музееведения: музей, музейное дело, музейный фонд, предмет.
Понятие о музейном деле и его функциях. Музейный предмет как основа деятельности музея.
Практика: Классификация музеев. Исторические музеи. Мемориальные музеи.
Литературные музеи. Художественные музеи. Краеведческие музеи. Музеи-заповедники.
Раздел 2.
Курьинская средняя школа: история и традиции (12 часов)
Теория: Изучение истории школы, встречи с ветеранами педагогического труда, сбор
материала о школьных традициях.
Практика: Сбор и систематизация материалов по истории школы. Разработка и оформление
экспозиций.
Проведение экскурсии по таким экспозициям как «История Курьинской средней
школы», «Ими гордится школа», «Они учились в нашей школе», «Книга памяти школы»,
«Учительские династии», «Учитель равен солдату», «Комсомол ответил: «Есть!», «Наша
многонациональная школа».
Обновление материалов по уже имеющимся экспозициям о школе.
Раздел 3.
История села Курьи (14 часов)
Теория: Социально-экономические и географические предпосылки основания села Курьи.
Развитие села с момента основания до наших дней. Обновление экспозиции «Летопись села
Курьи». Основание курорта «Курьи». История его развития. Разработка и оформление
экспозиций «Курорт «Курьи» – жемчужина Урала», «Летопись совхоза «Сухоложский».
Жизнь села в годы Гражданской войны. Основные события, памятники.
Практика: Проведение экскурсии. Разработка и оформление экспозиции. Проведение
экскурсии.
Раздел 4.
Село Курьи в годы Великой Отечественной войны (26 часов)
Теория: Общая характеристика села Курьи в годы Великой Отечественной войны.
Практика: Сбор и систематизация материалов времен Великой Отечественной войны.
Разработка и оформление экспозиций. Проведение экскурсий по таким экспозициям как «У
Победы наши лица», «Учитель – боец, герой», «Юнги Северной школы», «Династия
Защитников Отечества», «Броня крепка и танки наши быстры (курьинцы-танкисты)»,
«Грозный корпус – корпус боевой», «Курьинцы – труженики тыла», «Курьинцы –
разведчики», «Курьинские орлята», «Детство, опаленное войной», «Эвакогоспиталь 2555».
Обновление материалов по уже имеющимся экспозициям.
Раздел 5.
Встречи с интересными людьми (7 часов)
Теория: Поисковая деятельность.
Практика: Составление и обновление списков выдающихся жителей села. Составление
опросника для записи воспоминаний. Оформление воспоминаний. Организация встреч
учащихся школы с ветеранами войны, труда и тыла. Организация конкурса «Что нового я
узнал из рассказа ветерана». Оформление стенда с сочинениями.
Заключение.
Отчет о работе кружка за учебный год (2 часа)
Теория: Подведение итогов работы кружка за учебный год.
5

Практика: Выявление недостатков и план их ликвидации в следующем учебном году.
Подбор фотоматериалов для отчета. Оформление отчета в творческой форме.
1.4. Планируемые результаты
В результате изучения программы ученик должен знать / понимать:
 жителей села Курьи, внесших значительный вклад в его развитие;
 важнейшие достижения села, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
 изученные виды исторических источников.
В результате изучения программы ученик должен уметь:
 соотносить даты событий истории России и села Курьи;
 определять последовательность и длительность важнейших событий в истории своего
края;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
 давать описание исторических событий и памятников культуры на территории села;
 использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений), рефератов, докладов, сообщений;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям истории села.
В результате изучения программы ученик должен использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии;
 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ожидаемые результаты, которые должен приобрести обучающийся в результате
занятий по программе:
Личностные:
 формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
 развитие их творческих способностей;
 воспитание у учащихся патриотизма;
Метапредметные:
 развитие мотивации к определенному виду деятельности;
 развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;
Образовательные (предметные):
 развитие познавательного интереса к истории;
 включение в познавательную деятельность.
Ожидаемый результат
 Знать особенности родного края, историю своей школы
 Гордиться своей малой Родиной
 Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке,
Интернете
 Создавать собственные исследовательские проекты
 Научиться выступать с докладом перед учащимися
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график:
Место проведения занятий: музей, время проведения – согласно расписанию занятий учебных
групп.
№ Чи Ме Форма
Название
раздела,
темы Кол-во часов
Форма
6

п/п

сло сяц занятия

1

3

09

Беседа

2

10

09

Беседа

3

17

09

Беседа

4
5

17
24

09
09

Беседа
Беседа,
практикум

6

1

10

Экскурсия

7
8
9
10
11
12

8
15
22
22
29
29
12
12

10

Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия

13

14

15

16
17

18

19
20

19

10
10
10
10
10/
11
11

11

Экскурсия

Экскурсия

26
3

11/
12

Экскурсия

10
17
24
14

12

Экскурсия

12/
1

Экскурсия

21

28
4

1

01
02

Экскурсия
Беседа
Беседа

занятия

контроля

Всего

Теория

Практи
ка

Раздел 1. Основы
музееведения
Введение.
Составление
коллективного плана работы,
его тематика, индивидуальный
выбор учащихся
Структура музееведения:
история музейного дела,
теория музейного дела,
музейное источниковедение,
прикладное музееведение
Музейный предмет как основа
деятельности музея
Метод музееведения
Классификация музеев

7

2

5

1

-

1

Текущий

1

1

Текущий

-

1

Текущий

1

1
1

Текущий
Итоговый

Раздел 2. Курьинская
средняя школа: история и
традиции
История Курьинской средней
школы
Ими гордится школа
Они учились в нашей школе
Книга памяти школы
Учительские династии
Учитель равен солдату
Комсомол ответил: «Есть!»

12

6

6

1

1

Текущий

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

1

-

Текущий

7

7

2

-

Текущий

2

2

Текущий

1

3

Текущий

Наша многонациональная
школа
Раздел 3. История села
Курьи
Социально-экономические и
географические предпосылки
для основания села Курьи
Курорт Курьи – жемчужина
Урала
Село в годы Гражданской
войны
Летопись совхоза
«Сухоложский»
Раздел 4. Село Курьи в годы
Великой Отечественной
войны
Село Курьи в годы Великой
Отечественной войны (общая
характеристика)
У Победы наши лица
Учитель – боец, герой
7

2

1
1
2

2
2
2
1
1
1
2
1
14

2

4

4
4
26

2

Итоговый

2

17

9

2

-

Текущий

1
2

1
-

Текущий
Текущий

2
2
2

21
22

11
18

02
02

Беседа
Экскурсия

23

25

02

Экскурсия

24

4

03

Экскурсия

25

11
18
18
25
25
1
1
8
8
15

03

Экскурсия

Юнги Северной школы
Династия Защитников
Отечества
Броня крепка и танки наши
быстры (курьинцы-танкисты)
Грозный корпус – корпус
боевой
Курьинцы – труженики тыла

03

Экскурсия

Курьинцы – разведчики

03/
04
04

Экскурсия

Курьинские орлята

Экскурсия

Детство, опаленное войной

04

Экскурсия

Эвакогоспиталь 2555

26
27
28
29

30

31

15,
22
29,
6

04/
05

13

05

Встречи с
выдающим
ися
личностям
и
Выпуск
буклетов

2
2
3
2
3
2
2

Раздел 5. Встречи с
интересными людьми
Встречи с интересными
людьми

2
2
9

2
2

-

Текущий
Текущий

1

2

Текущий

2

-

Текущий

1

2

Текущий

1

1

Текущий

1

1

Текущий

1

1

Текущий

1

1

Итоговый

2

7

1

6

Итоговый

1

1

Итоговый

7
Заключение. Отчет о работе
кружка за учебный год
Всего:

2
68

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график:
- 34 учебных недели;
- 167 учебных дней;
- 132 дня

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.

2.2. Условия реализации программы
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран
Аудиоколонки
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Коллекция экспонатов школьного музея
Кадровое обеспечение: Томская Жанна Владимировна
Место работы –МАОУ СОШ №4, Свердловская область, г.Сухоложский район, с. Курьи,
ул.Школьная, 12А.
Должность - учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории.
Образование – высшее. Нижнетагильский государственный педагогический институт.
Стаж работы – 28 лет.
2.3. Выявление и сопровождение одаренных детей
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск
8

условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и
дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня
универсального образования.
Определенная группа детей школьного возраста, приобщаясь к научным знаниям через
эксперименты, опыты на уроках, мечтают расширить свои знания, другие стать серьезными
учеными в будущем. Для поддержания и развития познавательного интереса школьников
можно и важно предложить детям заняться исследовательской работой.
Для этого в нашей школе организованны кружки по различным направлениям
деятельности. На занятиях кружка «Юный краевед» на ровне с изучением теоретических
вопросов о природе Свердловской области проводятся исследования. Программа кружка
рассчитана на два года. Для участия приглашаются учащиеся 5-9 классов - дети с ярко
выраженными творческими способностями, включая детей, чья одарённость на данный
момент ещё не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная
надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих индивидуальных
способностей. Основные задачи:
· Выявление, привлечение к работе одаренных детей
· Самореализация детей и учителя.
· Вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ
Внедрение активных форм работы кружка «Юный краевед» способствует созданию
успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности.

Задачи:
1.Формировать мотивацию к изучению истории родного края.
2.Определять пути повышения эффективности процесса, патриотического воспитания.
3.Способствовать овладению детьми с ОВЗ знаний по истории малой Родины.
4..Воспитать патриота своей Родины, гармонически развитой личности.
5.Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.
6.Создать условия для личностного и профессионального самоопределения, подготовить к
самостоятельной жизни и труду.
7.Вовлечь детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам
и способностям.
8.Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от
общества, не испытывали недостатка в общении.
Ожидаемые результаты:
1.Участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного
уровня. Ежегодно юные краеведы участвуют в конкурсах различного уровня.
2.Возможность саморазвития и самосовершенствования.
3.Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
4.Умение представлять свои результаты (развитие речи, возможность продемонстрировать
свои достижения). Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя успешными, любое их
достижение уже является движением вперёд.
5. Знания, полученные на занятиях кружка «Юный краевед», дети применяют на практике, на
уроках по другим предметам.








2.5. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
аналитическая справка о деятельности кружка,
журнал посещаемости,
фотоотчет,
материалы тестирования,
отзывы учащихся, родителей, законных представителей,
статьи на сайте образовательного учреждения.
9

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
 аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации,
 выставка-демонстрация результатов освоения программы,
 защита творческих проектов.
2.4. Оценочные материалы
1. Тест по теме: «Основы музееведения»
2. Тест по теме: «Курьинская средняя школа: история и традиции»
3. Зачет по теме: «История села Курьи»
4. Зачет по теме: «Село Курьи в годы Великой Отечественной войны»
5. Создание буклетов.
2.5. Методические материалы
Образовательный процесс организуется очно. Используются следующие методы и формы
обучения:
 словесный;
 просмотр презентаций;
 дискуссии;
 круглые столы;
 выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
 участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.
и воспитания:
 поощрение;
 мотивация;
 одобрение.
Применение информационных технологий во внеурочное время позволяет:
 дополнить стандартный урок более интересным материалом, погрузить ученика в
атмосферу какой-либо эпохи;
 интегрально представлять исторические факты и явления;
 соотносить знания, накопленные ранее;
 придать
содержанию
образовательного
процесса
творческий,
проблемный,
исследовательский характер;
 раскрыть предмет с разных сторон.
Применяются также технологии: группового обучения, развивающего обучения;
технология-дебаты.
Форма организации образовательного процесса: групповая
Формы организации учебного занятия: беседа, экскурсия, соревнование.
Алгоритм учебного занятия:
 Актуализация знаний
 Постановка проблемы
 Анализ экспозиции
 Обсуждение, решение проблемы
 Создание экскурсии, поиск информации
 Репетиция экскурсии
 Взаимо и самооценка
Дидактические материалы:
фотогалерея, буклеты, экспонаты музея, газеты, выставочные материалы.
2.6. Список литературы
1. Госпитали Сухоложья //Сергеев В.Ф., Моисеев П.Ф. - Екб.: УГГУ, 2010 -392с.
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 32 с.
3. Официальные символы Свердловской области и составляющих её муниципальных
образований/А.К.Грефенштейн, В.К.Кондюрин, Е.Ю.Рукосуев. – Екб.: Сред.-Урал.кн.изд-во,
2007.-400с.
10

4. Почетные граждане Свердловской области 1997-2010. - Екб.: издательский дом «Пакрус».
2010. 320с.
5. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII – XIX вв. - Екатеринбург, 2002
6. Сухоложье. История, люди, судьбы. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010.
–383 с.
7. Сухоложье в истории Урала: связь времен: материалы IV регион. науч.-практ. конф.
(г.Сухой Лог, 17 октября 2015г.) / под ред.А.М.Бритвина; - Екатеринбург: Уральское
церковно-историческое общество, 2017. – 159с.
8. Сухоложье в истории Урала: связь времен: материалы V регион. науч.-практ. конф.
(г.Сухой Лог, 19 ноября 2016г.) / под ред.А.М.Бритвина; - Екатеринбург: Уральское церковноисторическое общество, 2017. – 174с.
9. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XVIII – XIX вв. / Учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.
10. Человек пришел на Урал: мифы и легенды. – Екатеринбург: «Сократ», 1998.
11. Шашков А.Т., Федин Д.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. /
Учебное пособие. – Екатеринбург, 1996.
12. Рефераты учащихся школы, составляющие фонд школьного музея.
13. Карта села Курьи.
14. Видеофильмы «Мой синий Урал» и «Село мое родное».
15. Аудиозаписи «Песни родного села».
16. Фотодокументы по истории села, школы, совхоза «Сухоложский», курорта «Курьи» и пр.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».