компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 3. Цели и задачи наставничества Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далеепедагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ СОШ №4. Создание целевой модели наставничества МАОУ СОШ №4 позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. Задачи целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 4 1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели. 2. Разработка и реализация программ наставничества. 3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. 4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. 5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества. 6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе. 7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик. 8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Формы наставничества МАОУ СОШ № 4 Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества. Исходя из образовательных потребностей МАОУ СОШ №4 в данной целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик». 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на педагогическом совете и родительском совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. • Регулярные встречи наставника и наставляемого. • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Оценка результатов реализации программы наставничества Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемы во все социальные, культурные и образовательные процессы МАОУ СОШ № 4, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – настявляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Среди оцениваемых результатов: - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; - рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии; - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; - рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы; - рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения; - снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции; - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 7. Обязанности наставника: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 4, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым план наставничества. • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника: • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Защищать профессиональную честь и достоинство. • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. • Получать психологическое сопровождение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ СОШ № 4, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым план наставничества. • Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого: • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 4; • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ СОШ № 4; • Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп.