СОШ 4_аннотация к РП ООО (5-9 классы)

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочие программы являются приложением к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ СОШ № 4.
Рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «Родной
язык (русский)», «Родная литература (русская)», «Математика», «История России. Всеобщая
история», «Биология», «География», «Физика», «Обществознание», «Иностранный язык
(английский)», «Второй иностранный язык (немецкий)», «Музыка», «Изобразительное
искусство», «Технология», «Физическая культура» разработаны на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
и программ формирования универсальных учебных действий, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного образования, утверждённым
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утвержденными
приказом № 1644 от 29.12.2014 г., с изменениями, утвержденными приказом № 1577 от
31.12.2015 г., образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 4 и
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Русский язык» для 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку обеспечивает формирование предметных
универсальных способов действий и опорной системы знаний, специфических для данной
предметной области и обеспечивающих возможность продолжения образования на
следующей ступени, а также преемственность со ступенью начального общего образования.
Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного, личностноориентированного подходов к организации материала и построению курса. Выстроена
система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь
основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных
представлений о языке и речи.
Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как
средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной
канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических
норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания
и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и
уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм,
принятых в обществе;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать
цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,
о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
умение стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности,
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета,
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности языка; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература» для 5-9 классов
Рабочая программа по литературе направлена на «формирование общей культуры,
духовно – нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную
успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов основного общего образования, а также планируемых результатов
освоения основной образовательной программы общего образования по курсу литературы.
Основные цели изучения литературы в школе:
- воспитание у обучающихся любви и привычки к чтению, приобщение обучающихся к
богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности
воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе
формирование духовно - нравственных качеств, эстетического вкуса современных читателей
и потребность в творчестве.
- обогащение словарного запаса обучающихся, овладение культурой устной и письменной
речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных
условиях общения.
Указанные цели реализуются на основе личностно - ориентированного и
деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и
речевой
деятельности
школьника,
формирования
лингвистической,
языковой,
коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским сознанием, и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- сознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым
наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной
жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся
на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать
и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном

тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из лингвистических словарей различных
типов и других источников, включая СМИ и Интернет, информационная переработка текста).
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родной язык (русский)» для 5-9 классов
Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие
цели:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности
и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для 5-9 классов
Рабочая программа по родной литературе (русской) детализирует общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения родной литературы.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство
и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и
эстетического чувства учащегося.
В родной литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные
ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее
гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Цели изучения предмета «Родная литература (русская)»:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа.
формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов,
целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; в опыте чтения, осмысления,
говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться
литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений,
воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Математика» для 5-6 классов
Рабочая программа по математике учитывает доминирующие идеи и положения
программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской
идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой
компетенции - умения учиться.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания
и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия,
информатика и др.).
Изучение предмета «Математика» должно обеспечить:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предмета, обучающиеся развивают логическое и математическое
мышление, получают представление о математических моделях; овладевают
математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении
различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Алгебра» для 7-9 классов
Рабочая программа по алгебре нацелена на развитие мышления, прежде всего
формирования абстрактного мышления.
В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как
сила и гибкость, конструктивность и критичность.
С точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру
мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в
стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как
общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске
решения задач высших уровней сложности. Для адаптации в современном информационном
обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления,
включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез,
классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Изучение предмета должно обеспечить:

- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки; понимание роли информационных процессов в
современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предмета, обучающиеся развивают логическое и математическое
мышление, получают представление о математических моделях; овладевают
математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении
различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Геометрия» для 7-9 классов
Рабочая программа по геометрии нацелена на развитие мышления, прежде всего
формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется
логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и
гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном
обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления,
включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез,
классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Изучение предмета должно обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предмета, обучающиеся развивают логическое и математическое
мышление, получают представление о математических моделях; овладевают
математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении
различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Информатика» для 7-9 классов
Рабочая программа по информатике должна обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности
в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной

этики и права.
Изучение предмета должно обеспечить: о
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предмета, обучающиеся развивают логическое и математическое
мышление, получают представление о математических моделях; овладевают
математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении
различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Иностранный язык (английский)» для 5-9 классов
Рабочая программа по иностранному языку (английскому) нацелена на:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырёх
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция - систематизация ранее изученного материала; овладение
новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения;
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли
в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция - приобщение обучающихся к культуре,
традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
обучающихся уровня основного общего образования в V–VII и VIII–IX классах;
формирование умений представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного
межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, ознакомление с доступными обучающимся способами и
приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий.
- развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
- формирование уважения к личности, ценностям семьи оптимизма и выраженной личностной
позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров,
доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемого иностранного языка, к изучению второго/третьего иностранного языка,
к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в
других предметных областях.
- создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени
среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной
деятельности.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой

деятельности;
- формирование и развитие языковых навыков;
- формирование и развитие социокультурных умений и навыков
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить
- приобщение к культурному наследию стран осознание тесной связи между овладением
иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение
и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета изучаемого иностранного языка,
- воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Второй иностранный язык (немецкий)» для 5-9 классов
Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому) направлена на:
- формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные,
предметные результаты) для основного общего образования, преемственность с программой
начального общего образования
- на реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной
деятельности, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение учебной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение
и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«История России» для 5-9 классов
Рабочая программа по истории России направлена на формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов,
их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада
каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а
также современного образа России.
Задачи изучения истории:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,

согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
- развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которое
послужит одной из основ их образованности.
В цели курса входят:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое
развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности
оставил позитивный след в истории человечества.
Задачи
- определение для обучающихся исторических ориентиров само идентификации в
современном мире,
- формирование у них российской гражданской идентичности;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений и их оценки;
- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий
общественной жизни.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Всеобщей истории» для 5-9 классов
Рабочая программа по Всеобщей истории направлена на формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов,
их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада
каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а
также современного образа России.
Задачи изучения истории:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
- развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которое

послужит одной из основ их образованности.
В цели курса входят:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое
развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культу
ре

Задачи
- определение для обучающихся исторических ориентиров само идентификации в
современном мире,
- формирование у них российской гражданской идентичности;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений и их оценки;
- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
реалий общественной жизни.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Обществознание» для 6 - 9 классов
Рабочая программа по обществознанию направлена на развитие личности обучающихся,
воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся
анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений,
обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для
социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«География» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по географии направлена на познание многообразия современного
географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его
географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические
навыки и знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также
экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:
- понимание роли географической среды как важного фактора развития общества и отдельной
личности;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального
природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- приобретения опыта применения географических знаний и умений в производственной и
повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и
выработке способов адаптации в ней;
- формирование навыков работы с различными источниками географической информации,
умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии и навыки
моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование
широкого спектра учебных действий школьников, таких как:
- умения пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
- умение пользоваться современными информационными технологиями;
- владеть научными географическими понятиями;

- видеть проблемы ставить вопросы;
- анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
- наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания
и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания
формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для
достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Содержание программы по географии структурировано в два блока «География Земли»
и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от
общего к частному.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Физика» для 7 - 9 классов
Рабочая программа по физике нацелена на:
- развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта
познавательной и творческой деятельности;
- понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
- формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов
и явлений природы;
- приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных
приборов, широко применяемых в практической деятельности;
- овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей
человека.
Предложенный курс базируется на единой концепции преподавания физики. Эта
концепция предполагает в отношении учебного материала:
- логическую последовательность его изучения;
- ступенчатость изложения, учитывающую сформированность необходимого на данном этапе
математического аппарата;
- преемственность вводимых понятий;
- введение классификации физических задач и алгоритмов решения физических задач каждого
вида, что позволяет обучающимся переводить имеющиеся теоретические знания в
практическую деятельность;
- возможность автономного обучения, позволяющую ученику самостоятельно разобраться в
изучаемом материале;
- организацию для его освоения совместной деятельности по решению физических задач,
проведению экспериментальных исследований и проектных работ;
- достаточность учебного материала для решения образовательных задач;
- поэтапную систематизацию знании и возможность поэтапного контроля знаний;
- дифференцированное изложение, реализующее соответствующий подход к обучению.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Химия» для 8 - 9 классов
Рабочая программа по химии призвана обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины
мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование.
Формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения
в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование
отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Биология» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по биологии нацелена на достижение планируемых результатов:
личностные результаты освоения учебного предмета:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
метапредметные результаты освоения учебного предмета:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
предметные результаты освоения учебного предмета:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников;
организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек,
нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере

сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на
живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов;
постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение
наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Технология» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по технологии нацелена на:
- обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных,
информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
- формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся.
- формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для
определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте
построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Изобразительное искусство» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству нацелена на реализацию фактора
общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного
восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного
восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических
чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других
народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления;
активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие
интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; потребности проявить
себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно- мотивированному
восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие
воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и
сотрудничеству в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными
художественными материалами, инструментами, техниками;
- овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства,
языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили
бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об
окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и
представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем
гордость и славу всемирной истории искусства.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Музыка» для 5 – 9 классов
Рабочая программа по музыке нацелена на достижение планируемых результатов:
Предметные результаты:
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных
образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Физическая культура» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по физической культуре нацелена на формирование физически
разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной
активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно
важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха. В стремлении к этой цели учебный
процесс в основной школе направлен на углубление знаний в области физической культуры,
развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и
потребностей к занятиям физической культурой и спортом, бережное отношение к своему
здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности нацелена на:
- освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной
жизнедеятельности;
- понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе
гражданской идентичности и правового поведения;
- понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и
общественную ценность;
- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
- освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма
и наркотизма;
- освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для
определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;
- освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
- освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
- освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной)
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлено на:
- воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа
жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости
безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни человека.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 классов
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России музыке
нацелена на достижение планируемых результатов:
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду; осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».