ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования Учебный план начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» (обновленный ФГОС) на 2022 – 2023 учебный год село Курьи городской округ Сухой Лог Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Оглавление 1. Учебный план начального общего образования .................................................................................... 3 1. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования...................................... 3 1.1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана начального общего,,,,,,,,,,,3 1.1.2. Характеристика образовательной деятельности,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4 1.2. Характеристика учебного плана начального общего образования .............................................. 6 1.3. Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО) МАОУ СОШ № 4 (1 класс) 2022 – 2023 учебный год. ........................................................................................................................... 12 1.2. Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО) МАОУ СОШ № 4 2022 – 2026 учебный год (перспективный. 1 класс). .............................................................................. 13 1.4. Система условий реализации Учебного плана начального общего образования .......................... 14 1.4.1. Кадровые условия реализации Учебного плана начального общего образования ..................... 14 1.4.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана начального общего Образования ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15 1.4.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана начального общего образования .................................................................................................................................... 16 1.4.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС) ............................................................. 16 1.4.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение............................................................. 17 2 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 1. Учебный план начального общего образования 1.1. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования 1.1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана начального общего образования Образование в начальной общеобразовательной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной общеобразовательной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Первая ступень общего образования обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности младшего школьника с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план начального общего образования (1 класс) МАОУ СОШ № 4 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по годам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся, формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования (1 класс) МАОУ СОШ № 4 сформирован с целью реализации основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план МАОУ СОШ № 4 отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности школьников; - приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования в основной школе; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью. Учебный план МАОУ СОШ № 4 разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. No273-ФЗ (в действующей редакции). 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124 – ФЗ (в действующей редакции). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). 3 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9.09.2017 года N ТС- 945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». 6. Письмо Рособрнадзора от 20 июня 2018 года N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2021 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 No СанПиН 1.2.3685-21,2, 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". 10. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в действующей редакции). 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. N 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. N 093564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ» (Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ Минобрнауки РФ от 18.08.2017г N 09-1672»). 13. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ; 14. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утвержден Приказом начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 26 января 2016 г. № 37 (с изменениями и дополнениями; 15. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2022 – 2026 годы, утверждена Приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» от 01 сентября 2018 года № 43-8/ОД. 1.1.2. Характеристика образовательной деятельности Учебный план начального общего образования реализует основную образовательную программу начального общего образования с использованием в образовательном процессе УМК «Школа России». В МАОУ СОШ № 4 обучение ведется на русском языке, который является родным языком для обучающихся 1 – 4 классов (основание: письменные согласия родителей (законных представителей) обучающихся). Учебный предмет «Родной язык (русский)» и учебный предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» реализуется во 2 - 4 классах по 1 часу по полгода каждый. Формы организации образовательной деятельности: урок, лекция, семинар, факультатив, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия, занятие в учебных мастерских, практикум, собеседование, консультация, зачет, конференция, кружок, студия, научное общество, олимпиада, конкурс, концерт, презентация, день здоровья, туристический слёт, день самоуправления, проект. 4 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. В связи с реализацией в МАОУ СОШ № 4 деятельностного подхода в образовательной деятельности приоритетными видами деятельности определяются проектная, исследовательская – с использованием экскурсий, познавательная, проблемно-ценностное общение, в соответствии с возрастом учащихся – игровая. Формирование культуры умственного труда обеспечивается через учебноисследовательскую, проектную деятельность. Для развития потенциала учащихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих учащихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. При разработке индивидуального учебного плана учитывается следующее: все учебные предметы предметных областей должны быть изучены, при этом количество учебных занятий за 4 года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов; максимально допустимая недельная нагрузка должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее - САНПИН 2.4.3648-20). МАОУ СОШ № 4 на ступени начального общего образования определяет 5-дневную продолжительность учебной недели в 1 классе («В соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя и только в первую смену») и 5-дневную продолжительность учебной недели во 2 – 4 классах по инициативе Управляющего совета школы и решению Педагогического совета. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. В соответствие с п. 3.4.16 СанПиН 2.4.3648-20 обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме. - для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг; - продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. В 1-ом классе обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 года № 408/13-13). В начальный период обучения в первом классе создаются благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: "...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников планируется на четвертых уроках использовать не классно - урочную, а иные формы организации образовательной деятельности. В течение восьми недель учитель планирует уроки по предметам в форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. 5 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год В классном журнале указывается форма проведения урока, если урок проводится не в классно - урочной форме. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (24 урока, по три урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы проводятся иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) планируется проводить следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами. Например, провести последними уроками в течение сентября – октября 4 - 5 экскурсий по окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и 6 7 уроков - игр и экскурсий по математике. Максимально допустимая предельная нагрузка: для учащихся 1 классов составляет - 21 час, для учащихся 2–4 классов - 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для учащихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для учащихся 2-4 классов–не более 5 уроков. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3 классах - 1,5 часа, в 4 классах - 2 часа. Продолжительность урока – 40 минут (п. 3.4.16 СанПиН 2.4.3648-20). При проведении занятий по иностранному языку (2 – 4 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся учебный план предусматривает время: 1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; 2. на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные. 1.2. Характеристика учебного плана начального общего образования Учебный план предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования на основе различных предметов. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов. В ходе освоения основной образовательной программы начального общего образования при реализации учебного плана при получении начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: 1. Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; 2. Формируются универсальные учебные действия; 3. Развивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Учебный план создает возможности для 1. роста вариативности и личностной ориентации образования, повышения возможности выбора учащимися значимых элементов содержания образования и наиболее адекватных форм учебной деятельности; 6 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год усиления в содержании и формах организации образования деятельностного компонента, практической ориентации образования при сохранении структуры содержания, соответствующей психовозрастным особенностям учащихся; 3. обеспечения целостности представления учащихся о мире путем интеграции и гуманитаризации содержания образования; 4. дифференциации и гуманитаризации образования на всех уровнях обучения; 5. формирования широкой информационной культуры учащихся. Учебный план МАОУ СОШ № 4 состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно требованиям ФГОС НОО обязательная часть составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы. Для достижения целей основной образовательной программы МАОУ СОШ № 4 используются возможности учебного плана, внеурочной деятельности, внеклассной работы (организация классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий, походов, проектной деятельности, часов общения, праздников, посещения музеев, библиотек, выставок, подготовка и проведение научных конференций, концертов, спектаклей, школьные научные общества, социальные и гражданские акции и т.д.), ресурсы социальных партнёров. В 2022-2023 учебном году в 1-4 классах предусмотрено следующее соотношение: 2. Класс 1 2 3 4 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Обязательная часть Из них: % от Кол-во Кол-во Кол-во часов Кол-во часов общего Кол-во % от общего часов из часов внеурочной внеклассной объёма часов объёма учебного деятельности работы плана 21 80 5,25 5 0,25 20 23 80 5,75 5,5 0,25 20 23 80 5,75 5,5 0,25 20 23 80 5,75 5 0,75 20 90 80 22,5 0 21 1,5 20 Внеурочная деятельность, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373», не включается в учебный план и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: 1. формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; 2. готовность учащихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; 3. формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; 4. личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью. 7 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные. Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план начального общего образования определяет: - состав и структуру обязательных предметных областей: Русский язык и литературное чтение, Родной язык и литературное чтение на родном языке, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая культура; - учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. - общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице: N Предметные Основные задачи реализации содержания п/п области 1 Русский язык и Формирование первоначальных представлений о русском языке как литературное государственном языке Российской Федерации, как средстве чтение общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности 2 Родной язык и Формирование первоначальных представлений о единстве и литературное многообразии языкового и культурного пространства России, о чтение на языке как основе национального самосознания. Развитие родном языке диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. 3 Иностранный Формирование дружелюбного отношения и толерантности к язык носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке 4 Математика и Развитие математической речи, логического и алгоритмического информатика мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 5 Обществознание Формирование уважительного отношения к семье, населенному и естествознание пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, (Окружающий ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и мир) многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях 8 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 7 Основы религиозных культур и светской этики Искусство 8 Технология 9 Физическая культура 6 повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов учебного плана Изучение Русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Учебные предметы «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (с приоритетом развития ценностносмысловой сферы и коммуникации). Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение Математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического 9 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Занятия по «Физическая культура» направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. На этот предмет отведено 3 часа. В рамках 3-го часа физической культуры осуществляется приобщение учащихся к культурам разных народов через игровую деятельность. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № ПР-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-Р с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в 4-х классах осуществляется преподавание модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс не подлежит оцениванию в бальной системе. По завершении курса учащиеся получают зачёт. Распределение по модулям курса ОРКСЭ осуществляется в соответствии с выбором учебных модулей родителями (законными представителями) учащихся 4-х классов. В МАОУ СОШ № 4 преподавание ведется по модулю «Основы светской этики» (за счёт 1 часа, взятого из предмета «Литературное чтение»). Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не более 3345 часов. Формы организации образовательной деятельности: урок, лекция, семинар, факультатив, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия, занятие в учебных мастерских, практикум, собеседование, консультация, зачет, конференция, кружок, студия, научное общество, олимпиада, конкурс, концерт, презентация, день здоровья, туристический слёт, день самоуправления, проект. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. В связи с реализацией в МАОУ СОШ № 4 деятельностного подхода в образовательной деятельности приоритетными видами определяются проектная, исследовательская – с использованием экскурсий, познавательная, проблемно-ценностное общение, в соответствии с возрастом учащихся – игровая. Формирование культуры умственного труда обеспечивается через учебноисследовательскую, проектную деятельность. 10 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточной аттестацией в 1 классе считаются результаты мониторинга качества освоения ООО НОО без фиксации достижений, обучающихся в классном журнале. Система оценки образовательных достижений, обучающихся является основой промежуточной и итоговой аттестации в 1 классе, внутреннего мониторинга и мониторинговых исследований разного уровня, включает процедуры внутренней и внешней оценки: Внутренняя оценка: входной (стартовый контроль) текущий контроль (за 1 полугодие) итоговый контроль административный контроль на межпредметной основе в форме контрольных срезов и комплексных работ образовательных достижений, Внешняя оценка: мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального уровней (комплексная работа входная и итоговая) Учебный предмет Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Искусство (музыка и ИЗО) Технология Физическая культура Формы промежуточной аттестации Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Административная комплексная работа Тестовая работа. Проверка техники чтения и читательских умений Контрольная работа. Административная комплексная работа Тестовая работа. Административная комплексная работа Творческая работа. Тестовая работа. Учебный проект Показатели физической подготовленности на начало и конец учебного года: бег на 30м, бег на 60 м, отжимание и подтягивание, метание малого мяча. Сдача норм ГТО. План внеурочной деятельности для учащихся 1 классов на 2022-2023 учебный Промежуточная аттестация в 4 классе включает проведение специальных контрольных процедур по отдельным предметам с выставлением по их результатам отдельной отметки, которая в совокупности с годовой отметкой определяет итоговую отметку. Формой проведения промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана 2–4 классов является выведение годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года. Фиксация результатов промежуточной аттестации во 2–4 классах осуществляется по всем учебным предметам по пятибалльной системе. Контрольно-измерительные материалы по каждому предмету разрабатываются учителем, и фиксируются в рабочих программах по учебному предмету. Годовая аттестация проводится по ОРКСЭ без фиксации достижений, обучающихся в классном журнале. Годовые отметки по всем предметам учебного плана являются основанием для перевода, обучающегося в следующий класс. Освоение образовательной программы начального общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. В первом классе обучение проводится без фиксации достижений в виде отметок по пятибалльной шкале и домашних заданий. Для развития потенциала учащихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих учащихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой образовательного учреждения. 11 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО) МАОУ СОШ № 4 (1 класс) 2022 – 2023 учебный год. Количество часов в год 1 – А, Б, В классы Итого количество часов в год Учебные предмет Количество часов в неделю Предметные области Итого количество часов в неделю 1.3. Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке* Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык 5 165 5 165 Литературное чтение 4 132 4 132 - - - - Литературное чтение на родном (русском) языке - - - - Иностранный язык Математика 4 132 4 132 Окружающий мир (человек, природа, общество) 2 66 2 66 - - - - 1 1 1 2 33 33 33 66 660 1 1 1 2 20 33 33 33 66 660 Родной (русский) язык Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы светской этики) Музыка ИЗО Технология Физическая культура Итого по обязательной части 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Физическая культура Здоровый образ жизни Итого по формируемой части Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе 1 1 33 33 1 1 33 33 23 693 23 693 *В МАОУ СОШ № 4 обучение ведется на русском языке, который является родным языком для учащихся 1 классов. Основание: письменное согласие родителей (законных представителей). 12 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Итого количество часов в год 165 4 136 4 136 4 136 17 573 4 132 4 136 4 136 3 102 15 414 - - 0,5 17 0,5 17 0,5 17 1,5 51 - - 0,5 17 0,5 17 0,5 17 1,5 51 - - 2 68 2 68 2 68 6 204 Математика 4 132 4 136 4 136 4 136 16 540 Окружающий мир (человек, природа, общество) 2 66 2 68 2 68 2 68 8 270 - - - - - - 1 34 1 34 1 1 1 33 33 33 1 1 1 34 34 34 1 1 1 34 34 34 1 1 1 34 34 34 4 4 4 135 135 135 2 66 2 68 2 68 2 68 8 270 20 660 22 748 22 748 22 748 86 2904 2 класс 3 класс Количество часов в год 5 1 класс Количество часов в год Итого количество часов в неделю Количество часов в неделю Учебные предмет Количество часов в год Предметные области Количество часов в неделю Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО) МАОУ СОШ № 4 2022 – 2026 учебный год (перспективный. 1 класс) Количество часов в неделю 1.2. 4 класс Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке* Иностранный язык Математика и информатика Обществозна ние и естествознани е (Окружающи й мир) Основы религиозных культур и светской этики Русский язык Литературное чтение Родной (русский) язык Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный язык Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы светской этики) Искусство Музыка ИЗО Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого по обязательной части Часть, формируемая участниками образовательных отношений Здоровый образ Физическая жизни культура Русский язык Литература Урала и литературное чтение Итого по формируемой части Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе 1 33 1 - - 1 33 1 21 693 23 1 34 - - 3 101 - - 1 34 1 34 34 1 34 1 34 4 135 782 23 782 23 782 90 3039 34 *В МАОУ СОШ № 4 обучение ведется на русском языке, который является родным языком для учащихся 1-4 классов. Основание: письменное согласие родителей (законных представителей). 13 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 1.4. Система условий реализации Учебного плана начального общего образования В целях обеспечения реализации Учебного плана в школе для участников образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность: - достижения планируемых результатов освоения Учебного плана; - выявления и развития способностей учащихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования; - участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке Учебного плана, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; - эффективного использования времени, отведенного на реализацию части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой школы и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации; - использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; - эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников; - включения учащихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды села Курьи, городского округа Сухой Лог для приобретения опыта реального управления и действия; - эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 1.4.1. Кадровые условия реализации Учебного плана начального общего образования Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации Учебного плана. Должность Количест Образование Стаж Кв. категория во Директор 1 Высшее 25 СЗД Заместитель 1 Высшее 27 директора по УВР Учитель 12 Высшее – 11 До 10 лет – 2 Высшая – 3 начальных классов СПО – 1 От 10 до 20 лет – 3 Первая – 5 Свыше 20 лет – 7 СЗД - 2 Без категории – 2 Педагог – психолог 1 Высшее 13 1 КК Учитель – дефектолог 1 Высшее 13 1 КК Учитель-логопед 1 Высшее 9 1 КК Социальный педагог 1 Высшее 2 ВКК Заведующий БИЦ 1 СПО 55 Приоритетным для начального общего образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно. Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, 14 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия. 1.4.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана начального общего образования Материально-технические условия реализации Учебного плана обеспечивают: 1) возможность достижения учащимися установленных Стандартом требований к результатам освоения Учебного плана; 2) соблюдение: 1. санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); 2. санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); 3. социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); 4. пожарной и электробезопасности; 5. требований охраны труда; 6. своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; 3) возможность для беспрепятственного доступа учащихся к объектам инфраструктуры школы. Материально-техническая база реализации Учебного плана соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к: 1. участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и их оборудование); 2. зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности при получении начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, осуществляющей образовательную деятельность, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); 3. помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); 4. помещениям для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; 5. помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками; 6. спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию; 7. помещениям для медицинского персонала; 8. мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; 9. расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). В МАОУ СОШ № 4 для реализации Учебного плана начального общего образования используется 11 учебных кабинетах. 11 кабинетов оснащены интерактивной доской, мультимедийным проектором, документ-камерой, аудиосистемой, многофункциональным устройством, оборудованием для проведения лабораторных работ по окружающему миру (цифровые микроскопы, препараты для лабораторных работ и т.д.), электронными 15 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, 2 кабинета оснащены интерактивной доской и мультимедийным проектором, 2 кабинета оснащены программноаппаратными комплексами (нетбуки, модульная система экспериментов), 2 кабинета оснащены современным устройством SMARTKapp, используемый для осуществления дистанционного обучения; имеются наборы «Лего», оборудование для проведения занятий по робототехнике, ранней профориентации (программа «Навигатум»). В школе имеется спортивный зал, столовая, медицинский кабинет, библиотека. Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность: 10. создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); 11. получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); 12. проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; 13. наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; 14. создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; 15. обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; 16. проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; 17. исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; 18. физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; 19. планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); 20. размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность; 21. проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; 22. организации отдыха и питания. 1.4.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана начального общего образования 1.4.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС) ИОС школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ИОС школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: 1. планирование образовательной деятельности; 2. размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ учащихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; 16 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 3. фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; 4. взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью; 5. контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся); 6. взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями. Функционирование ИОС обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование ИОС соответствует законодательству Российской Федерации. В МАОУ СОШ № 4 для реализации Учебного плана начального общего образования используется обеспечение информационными ресурсами, которые соответствует типу и виду образовательного учреждения. На данный момент в школе имеется 44 компьютера, 102 ноутбука и 36 нетбуков – всего 182 единицы. Из них 166 используется в образовательной деятельности, 16 – в управлении школой. В школе имеется 26 мультимедийных проекторов, 22 интерактивных доски, 17 документ – камер, 8 принтеров и 35 многофункциональных устройств (принтер – сканер – копир). Скорость подключения к сети Интернет 40 Мбит/сек – оптоволокно. Официальный сайт http://kuryi.uralschool.ru обновляется не реже 1 раза в неделю. В школе имеется точка доступа в библиотечно-информационном центре, в котором обеспечивается информационная безопасность в соответствии с Приказом директора «Об организации работы системы контентной фильтрации доступа к Интернет-ресурсам в МАОУ СОШ № 4». Утвержден график работы точек доступа. Школа обеспечивает лицензионную чистоту программного обеспечения: на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение «Microsoft». Для обеспечения безопасности работы в системе установлено лицензионное ПО Kaspersky Work Space Security. Много внимания уделяется и безопасности работы в Интернете: провайдером «Ростелеком» предоставляется услуга «Директорский контроль». В школе принята инструкция, регламентирующая доступ учащихся в Интернет, реализуется программа «Обучение детей, родителей и педагогов основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета». 1.4.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам Учебного плана. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена исходя из расчета: 1. не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; 2. не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана. Список учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных 17 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и используемых в образовательной деятельности при реализации Учебного плана: Список учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ (согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказом Министерства просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254», письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 года № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году») и используемых в образовательной деятельности в МАОУ СОШ № 4 в 2022 - 2023 учебном году № 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 Название учебника Русский язык Горецкий В.Г. Азбука 1 кл. М.: Просвещение,2018,2021 Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык 1 кл., М.: Просвещение, 2020, 2021 Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык 2 кл., М.: Просвещение, 2020, 2021 Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык 3 кл., М.: Просвещение, 2020 Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык 4 кл., М.: Просвещение, 2021 Родной язык (русский) Александрова О.М. Русский родной язык 1 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русский родной язык 2 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русский родной язык 3 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русский родной язык 4 кл. М.: Просвещение,2021 Литературное чтение Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1 кл. М.:Просвещение, 2020, 2021 Климанова Л.Ф. Литературное чтение 2 кл. М.:Просвещение, 2020, 2021 Климанова Л.Ф. Литературное чтение 3 кл. М.:Просвещение, 2020 Климанова Л.Ф. Литературное чтение 4 кл. М.:Просвещение, 2021 Родная литература (русская) Александрова О.М. Русская родная литература, 1 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русская родная литература, 2 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русская родная литература, 3 кл. М.: Просвещение,2021 Александрова О.М. Русская родная литература, 4 кл. М.: Просвещение,2021 Иностранный язык Комарова Ю.А. Английский язык 2 кл. М.: Русское слово, 2018,2020 Комарова Ю.А. Английский язык 3 кл. М.: Русское слово, 2018,2020 Комарова Ю.А. Английский язык 4 кл. М.: Русское слово, 2020 Математика Моро М.И. Математика 1 кл. М.: «Просвещение», 2018,2020,2021 Моро М.И. Математика 2 кл.. М.: «Просвещение», 2018, 2019,2020,2021 Моро М.И. Математика 3 кл. М.: «Просвещение», 2018,2020,2021 Моро М.И. Математика 4 кл. М.: «Просвещение», 2019,2020,2021 Окружающий мир Плешаков А.А. Окружающий мир 1кл. М Просвещени,2018,2021 Плешаков А.А. Окружающий мир 2кл. М Просвещение,2018, 2019 Плешаков А.А. Окружающий мир 3кл. М Просвещение,2013,2018,2020 18 Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 4 1 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 Плешаков А.А. Окружающий мир 4кл. М Просвещение,2019,2020,2021 Основы религиозной культуры и светской этики Студеникин М.Т. Основы светской этики 4 кл. М.: Русское слово, 2017 Изобразительное искусство Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство 1 кл. М.: Русское слово, 2012 Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство 2 кл. М.: Русское слово, 2013 Неменская Л.А. Изобразительное искусство 3 кл. М.: Просвещение, 2013 Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 кл. М.: Просвещение, 2013 Горяева Н.А. Изобразительное искусство 3 кл. М.: Просвещение,2021 Неменский Н.А. Изобразительное искусство 4 кл. М.: Просвещение,2021 Музыка Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1 кл. М.: Просвещение,2021 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 кл. М.: Просвещение,2021 Алеев В.В. Музыка 3 кл. М.: Просвещение, 2017 Алеев В.В. Музыка 4 кл. М.: Просвещение, 2016 Технология Огерчук Л.Ю. Технология 1 кл. М.: Русское слово, 2013 Огерчук Л.Ю. Технология 2 кл. М.: Русское слово, 2013 Лутцева Е.А. Технология 3 кл. М.: Просвещение,2021 Лутцева Е.А. Технология 4 кл. М.: Просвещение,2021 Физическая культура Барышников В.Я. Физическая культура 1-2 кл. М.: Русское слово, 2013 Барышников В.Я. Физическая культура 3-4 кл. М.: Русское слово, 2013 Школа имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека школы укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научнопопулярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП НОО. 19