Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа УМЕЛЫЕ РУЧКИ 3 класс село Курьи городской округ Сухой Лог Содержание Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………………...3 1.2 Цели и задачи программы…………………………………………………………………………...7 1.3 Содержание программы …………………………………. ……………………………………..8-10 1.4 Планируемые результаты освоения курса……..……………………………………………....11-12 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Календарный учебный график……..…………………………………………………………..13-21 2.2 Условия реализации программы……..………………………………………………………...22-24 2.3. Выявление и поддержка одаренных детей....................................................................................25 2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ.............................................................................................25 2.3 Формы аттестации……..…………………………………………………………………………...25 2.4 Оценочные материалы……………………………………………………………………………..26 2.5 Методические материалы………………………………………………………………………27-28 2.6 Список литературы ………………………..………………………………………… ……………29 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Актуальность программы. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить 3 и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Отличительные особенности: Базовые теоретические идеи, ключевые понятия Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка. Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе). Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; 4 овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки ,раскроя, сборки, отделки; первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе; знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия); осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему; проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности. Проектная деятельность формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. 5 Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В программе естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал. Содержание программы обеспечивает реальное включение в воспитательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Адресант программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» рассчитана на обучение учащихся 3 классов (9-10 лет) на базе школьного кабинета. Объем и срок освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (34 учебных часов). Форма обучения Преимущественно очная форма обучения. Обучение происходит во время еженедельных занятий в кабинете в том числе и в каникулярное время. Особенности организации образовательного процесса В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся определенной возрастной категорий, являющихся основным составом объединения. Состав группы учащихся – постоянный. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общий объем часов в год - 34 ч, 1 час в неделю, длительность занятия 40 минут 6 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Развитие творческих способностей ребёнка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Цель будет достигнута при условии «Я хочу это сделать сам». Задачи программы: развить творческие способности учащихся, свободно наблюдать и фантазировать; учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала; учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников; формировать трудовые навыки, планирование, контроль и самооценка собственной деятельности; воспитать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордость за свой выполненный труд. научить детей основным техникам изготовления поделок; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; привить интерес к народному искусству; организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества. 7 1.3 Содержание программы Учебный план № п/п 1 Наименование раздела Введение Теория Практика Всего часов 1 - 1 1 5 6 3 Работа с природным материалом. Работа с бумагой и картоном 2 11 13 4 Работа с пластилином 1 4 5 5 Работа с тканью 1 7 8 6 Итоговое занятие - 1 1 Итого 6 28 34 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системнодеятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно8 нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; - трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); - ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); - ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); - ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. 1. Введение (1 час). Теория – 1 час Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. 9 2. Работа с природным материалом (6 часов). Теория – 1 час Флористика. Практика – 5 часов Изготовление аппликаций из листьев (1 час) Мозаика «Весёлые узоры» из камешек (1 час) Изготовление животных из шишек (1 час) Проект «Осень в лесу» (коллективная работа) (2 час) 3. Работа с бумагой и картоном (13 часов). Теория – 2 часа Виды бумаги и картона. Из истории оригами. Практика – 11 часов Знакомство с техникой «мозаика» (1 час) Мозаика «Жар птица» (1 час) Изготовление плоской аппликации «Домик в деревни»(1час), Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (1 час) Вырезание снежинок (1 час) Новогодний сувенир «Снеговик» (1 час) Изготовление подвески «Птица счастья». (1 час) Оригами «Кубик». Базовая форма «дверь». (1 час) Оригами «Котёнок». Базовая форма «треугольник». (1 час) Проект «Корзина с цветами». Коллективная композиция в технике оригами. (2 часа) 4. Работа с пластилином (5 часов). Теория – 1 час Профессия скульптора. Практика – 4 часа Лепка животных по образцу. (1 час) Пластилиновая аппликация на картоне «Собачка» (по образцу). (2 часа) Лепка по замыслу детей. (1 час) 5. Работа с тканью (8 часов). Теория – 1 час Знакомство с профессией швеи (1 час). Практика – 7 часов Техника выполнения «тамбурного» шва, «через край», «петельный шов». Тренировочные упражнения. (1 час) Вышивание салфетки «Цветик – семицветик». (2 часа) Лоскутная аппликация по замыслу детей. (2 часа) Проект. Шитьё коврика из лоскутков. (2 часа) 6. Итоговое занятие (1 часа). Выставка творческих работ. 10 1.4 Планируемые результаты Прогнозируемый результат: - скоординированы движения кистей рук воспитанников; - развито творческое воображение у воспитанников; - сформирован интерес к творческой деятельности; - развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение. Изучение курса «Умелые ручки» направлено на получение следующих личностных результатов: У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Метапредметными результатами изучение курса «Умелые ручки» является формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 11 Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией 12 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарно учебный график Кружок «Умелые ручки» № занятия Дата проведения № п/п по теме план Календарно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год 34 часа (1 час в неделю) Тема занятия Основные понятия занятия Основные виды деятельности учащихся факт Введение (1 час) 1 1 Вводное занятие. Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Работа с природным материалом (6 часов) 2 1 Флористика. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. 13 (текстовый и слайдовый). 3 2 Изготовление аппликаций из листьев. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). 4 3 Мозаика «Весёлые Подготовка природных материалов к узоры» из камешек. работе, приемы и способы работы с ними. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация», «мозаика», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать камешки и создавать мозаику по собственному замыслу. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. 14 5 4 Изготовление животных шишек. Подготовка природных материалов к из работе, приемы и способы работы с ними. Выполнение работы по заданному образцу. Понятия: «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. 6-7 5-6 Проект «Осень в Осмысление этапов проектной лесу» коллективная деятельности (на практическом работа уровне.) Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с природным материалом, пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». Осваивать приемы работы с природным материалом, пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. 8 1 Виды бумаги картона. Работа с бумагой и картоном (13 часов). и Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе 15 расходования ее. представленных слайдов и текстовых Понятия: «шаблон». «симметрия», планов, сопоставлять эти виды планов. «правила безопасной работы». Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Создание моделей по предложенным образцам. 9 2 Из истории оригами. 10 3 Знакомство с техникой «мозаика». 11 4 Мозаика «Жар птица». Оригами. Виды разметки. Условные обозначения. Приемы и способы работы с бумагой в техники оригами. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи сгибания, соединение деталей без помощи клея. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Базовые формы оригами «дверь», «треугольник». Знакомство с техникой «мозаика». Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей при помощи клея. Подбор необходимых инструментов и материалов. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей при помощи клея. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение мозаики по заданному образцу. Знакомство с техникой оригами. Усвоение правил по технике безопасности с инструментами. Создание моделей по предложенным образцам. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы. Складывание моделей по схемам. Умение составлять композиции из сложенных моделей. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Создание моделей по предложенным образцам Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при 16 работе с ножницами, клеем. Создавать мозаику по заданному образцу. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. 12 5 Изготовление плоской Подбор необходимых инструментов аппликации «Домик в и материалов. Выполнение разметки деревни». деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение аппликации по заданному образцу. 13 6 Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей при помощи клея. Подбор необходимых инструментов и материалов. 14 7 Вырезание снежинок. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Создавать аппликацию по заданному образцу. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами. Создавать на основе 17 работы с ножницами. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей при помощи сгибания. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Подбор необходимых инструментов и материалов. заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. Осваивать приемы работы с бумагой и другим материалом, правила работы с ножницами, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Осваивать приемы работы с бумагой. И картоном. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. 15 8 Новогодний сувенир «Снеговик». 16 9 Изготовление подвески «Птица счастья». Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону и при помощи сгибания. 17 10 Оригами «Кубик». Базовая форма «дверь». Оригами. Виды разметки. Условные Освоение приёмов и способов работы обозначения. Приемы и способы техники оригами. работы с бумагой в технике оригами. Усвоение правил по технике безопасности с 18 18 11 Оригами «Котёнок». Базовая форма «треугольник». 1920 12-13 Проект «Корзина с цветами». Коллективная композиция в технике оригами. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи сгибания, соединение деталей без помощи клея. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Базовая форма оригами «дверь». «треугольник». Оригами. Виды разметки. Условные обозначения. Приемы и способы работы с бумагой в технике оригами. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи сгибания, соединение деталей без помощи клея. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Базовая форма оригами «треугольник». инструментами. Создание моделей по предложенным образцам. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы. Складывание моделей по схемам. Умение составлять композиции из сложенных моделей Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.) Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с бумагой в технике оригами, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». Освоение приёмов и способов работы техники оригами. Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы Освоение приёмов и способов работы техники оригами. Усвоение правил по технике безопасности с инструментами. Создание моделей по предложенным образцам. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы. Складывание моделей по схемам. Умение составлять композиции из сложенных моделей 19 над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. Работа с пластилином (5 часов). 21 1 Профессия скульптора. 22 2 Лепка животных по образцу. 2324 3-4 Пластилиновая аппликация на картоне «Собачка» (по образцу). Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Понятия: «эскиз», «сборка». Приемы работы с пластилином. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином. Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов Приёмы работы с пластилином. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Овладение техникой рисования с помощью Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения. Корректировать выполнение изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. 20 пластилина. 25 5 Лепка по замыслу детей . Отработка приемов работы с Осваивать приемы работы с пластилином. пластилином, навыков Планировать и осуществлять работу, на использования инструментов. основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать на основе заданной технологии собственного изделия. Работа с тканью (8 часов). 26 1 Знакомство с профессией швеи Знакомство с видами ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Знакомство с видами швов, вышивки. Способы создания одежды. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка, шило). 27 2 Знакомство с правилами работы с иглой. Знакомство со швами: «тамбурный», «через край», «петельный». 2829 3-4 Техника выполнения «тамбурного» шва, «через край», «петельный шов». Тренировочные упражнения. Вышивание салфетки «Цветик – семицветик». Осваивать виды швов. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Организовывать рабочее место. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при 21 выполнении изделия. Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка). 3031 5-6 Лоскутная аппликация по замыслу детей. Правила работы с иглой. Виды Осваивать виды швов. Соединение лоскутов соединения различных материалов и ткани различными видами стежков. изделий. Швы и стежки. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Организовывать рабочее место. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка). Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации. 3233 7-8 Проект. Шитьё коврика из лоскутков. Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.) Приобретение навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с иголкой, при выполнении швов, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». Освоение приёмов и способов работы с иголкой, при выполнении швов. Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы 22 выполнения изделия. 34 1 Итоговое занятие. Итоговое занятие (1 час) Оценивать результаты своей работы Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными детьми за год, их оценка. Подготовка поделок и оформление выставки. 23 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств Примечания материально-технического обеспечения Книгопечатная продукция 1. Бакланова Л.В. Поделки из природного материала. – М. : Родничок, 2008. 2. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природного материала. – М. : Издво Эксмо, 2006. 3. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: МОСКВА, 2009. 4. Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. – СПб.: «Валерии СПД», 2000. 5. Гирндт С. Разноцветные поделки из природного материала. 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. 6. Коньшева Н.М. «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985. 7. Салагаева Л.М. Декоративные тарелки (Где иголка не нужна): Учебнометодическое пособие для педагогов. – СПб. : Детство-Пресс, 2009. 8. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003 9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 6-е изд. – М. : Айриспресс, 2006. 10. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М. : Айрис-пресс, 2007. 11. Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах. - М. :Просвещение,1985. 12. Локрина Т. Техника плетения. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований. Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа. Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет. Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры. В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать. 24 Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы Комплекты тематических таблиц Технология обработки ткани Технология. Обработка бумаги и картона-1, 2. Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами). Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть". Наглядные пособия по темам, шаблоны. Экранно-звуковые пособия Слайды по основным темам курса Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Компьютер. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой Набор металлических конструкторов. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Образцы готовых изделий. Заготовки природного материала. Наборы разных видов бумаги и картона. 25 Наборы для вышивания. Пластилин. Различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи; тесьма, бисер, бижутерия. Бросовый материал и др. Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский со стулом. Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Кадровое обеспечение Прокина Елена Алексеевна; Место работы – МАОУ Средняя общеобразовательная школа №4, Свердловская область, Сухоложский район с. Курьи ул. Школьная номер 6; Должность - учитель начальных классов; Образование – Высшее. Шадринский Педагогический Университет. Специальность: учитель начальных классов. Стаж работы – без стажа работы. 26 2.3. Выявление и сопровождение одаренных детей В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа кружка «Умелые ручки» направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для одаренных, талантливых детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна. 2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется большое внимание. Развитие мелкой моторики происходит в разных видах деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Так же при реализации этой программы происходит необходимое развитие коммуникативной компетентности учащихся. Во-первых, это положительно влияет на учебную успешность ребенка (он увереннее отвечает на уроках, меньше стесняется); Во-вторых, от коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка в школе и его эмоциональное благополучие в классном коллективе; В-третьих, это эффективный ресурс социального взаимодействия и благополучия его будущей взрослой жизни. Работа в кружке «Умелые ручки» - средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия детей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности). 2.5 Формы аттестации. Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые ручки», осуществляется в порядке, установленном МАОУ СОШ №4. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом. Программа предполагает стартовую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года после первой четверти и направлен на диагностику начального уровня знаний умений и навыков учащихся. Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде выставок, участия в конкурсах по 27 окончании каждой темы. Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения. 2.5 Оценочные материалы Формы подведения итогов реализации программы: межгрупповые выставки, участие в городской итоговой выставке технического творчества; в целях развития самостоятельного мышления используется изготовление моделей по собственному замыслу, добавление к моделям, изготовленным по образцу деталей, придуманных самими детьми (кузов, прицеп, рубка, груз и т.д.). При реализации программы рекомендуется использовать групповую (фронтальную) форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причем знания не даются, а выстраиваются, и каждый учащийся имеет возможность к достижению цели своим путем. Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в районных и городских выставках. Методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов: индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе. 28 2.6. Методические материалы - Особенности организации образовательного процесса; Форма обучения: очная. - Методы обучения: 1. Методы обучения по условию активности учащегося: - активные: работа с литературой, методической папкой, технологической картой, схемой ориентировочной деятельности; - пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация. 2. Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - частично-поисковый (эвристический). 3. Методы стимулирования активности учащегося (познавательной и творческой): - игра; - создание эмоционально окрашенных ситуаций; - поощрение и похвала; - чередование видов детской деятельности; - введение жетонной системы стимулирования. 4. Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением. 5. Методы воспитания и развития: - развивающая познавательная игра; - самостоятельная работа; - коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности. 6. Методы контроля и самоконтроля: - контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты; - самооценка; - педагогический отзыв (устный или письменный); - выставки детских работ; - творческие отчеты. - формы организации образовательного процесса по составу: - групповая, - индивидуальная - формы организации учебного занятия: общения и систематизации знаний: Закрепление умений, знаний, навыков. Контрольно-проверочные занятия: Подведение итогов знаний, умений, навыков по теме. путешествие: Это - занимательная форма проведения занятия, на котором дети «путешествуют» по историческим местам старины далекой, знакомятся с творчеством мастеров и бытованием ремесел, спецификой изготовления игрушки или куклы. На занятиях используется видеоматериалы. Занятие – игра В игровой форме учащиеся закрепляют приобретенные навыки. Экскурсия: 29 Посещение музеев и выставок. Защита творческих проектов: К итоговому занятию дети готовят творческие проекты, которые демонстрируют и защищают. Выставка творческих работ: Итоговое занятие, на котором демонстрируются работы учащихся. Самостоятельная деятельность детей: Учащиеся самостоятельно выполняют творческие задания. Занятие – зачет: Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат Практическое занятие по отработке определенного умения: Выработка умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. 30 Список литературы. 1.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия ” - М., 2007 г. 2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г. 3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г. 4. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г. 5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г. 6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г. 7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г. 8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г. 9.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 10. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 31