Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Оглавление 1. Пояснительная записка к Учебному плану общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .............................................................................. 3 1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана ................................................ 3 1.2. Организация образовательной деятельности ................................................................................ 4 2. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы ................................................................................. 6 Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью ....................... 6 (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы ................................................................................. 6 3. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы ................................................................................. 7 Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью ....................... 8 (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы ................................................................................. 8 4. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-12 классы ............................................................................. 9 Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью ....................... 9 (интеллектуальными нарушениями) 10-12 классы ............................................................................. 9 5. Система условий реализации Учебного плана .............................................................................. 10 5.1. Кадровые условия реализации Учебного плана ......................................................................... 10 5.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана............................................. 11 5.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана .................................... 13 5.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС) ......................................................... 13 5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение......................................................... 13 2 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 1. Пояснительная записка к Учебному плану общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана Учебный план общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Основанием для разработки Учебного плана явились следующие нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.); Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.); Конвенции ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден Министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 11 февраля 2015 г. №ДЛ5/07вн); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 23 марта 2006 г. №09-д «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с умственной отсталостью»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. №1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 13 февраля 2014 г. №02-01-82/935 «Об итоговой аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) и выдачи свидетельств об обучении»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.05.2020 г. № ДГ493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 03.06.2021 г. № АК491/07 «О проведении итоговой аттестации»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 2 ноября 2018 г. №ТС459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»» (с изменениями на 24 марта 2021 года); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Адаптированная основная образовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ №4; Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»; Рекомендации ТОПМПК. 1.2. Организация образовательной деятельности Учебный план предусматривает двенадцатилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися общего образования и трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и реабилитации. В 1–4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5–9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд). В 10–12 классах осуществляется обучение с углубленным изучением предметов и областей в части трудового обучения. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуется в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает определённую учебным планом максимальную учебную нагрузку: в 1 классе – не более 21 часа, во 2, 3, 4 классах – не более 23 часов, в 5 классе – не более 29 часов, в 6 классе – не более 30 часов, в 7 классе – не более 32 часов, в 8-9 классах – не более 33 часов, в 10-12 классах – не более 34 часов. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом 4 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для учащихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. По окончании обучения, учащиеся проходят итоговую аттестацию и им выдается свидетельство об обучении в соответствии с частью 13 статьи 60 Закона об образовании и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 года №1145. 5 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 2. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы Классы Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 1.1. Русский язык 1.2. Чтение 1.3. Речевая практика 2.1. Математика 3.1. Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.1. Физическая культура 6.1. Ручной труд 5. Физическая культура 6. Технологии Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего к финансированию 3 3 2 3 2 2 1 3 2 21 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 12 15 8 15 5 5 4 12 5 81 - 3 3 3 9 21 23 23 23 90 6 6 6 6 24 4 31 4 33 4 33 4 33 16 130 Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы Количество Классы Всего часов в год Предметные области Учебные предметы I II III IV Обязательная часть 405 1.1.Русский язык 99 102 102 102 1. Язык и речевая прак507 99 136 136 136 1.2.Чтение тика 270 66 68 68 68 1.3.Речевая практика 507 99 136 136 136 2. Математика 2.1.Математика 168 66 34 34 34 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 168 4.1. Музыка 66 34 34 34 4. Искусство 135 33 34 34 34 4.2. Изобразительное искусство 405 99 102 102 102 5. Физическая культура 5.1. Физическая культура 168 66 34 34 34 6. Технологии 6.1. Ручной труд 693 680 680 680 2733 Итого Часть, формируемая участниками образовательных 102 102 102 306 отношений Максимально допустимая годовая нагрузка 693 782 782 782 3039 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 198 204 204 204 810 (коррекционные занятия и ритмика): 132 136 136 136 540 Внеурочная деятельность 1023 1122 1122 1122 4389 Всего к финансированию 6 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 3. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык практика 1.2. Чтение (Литературное чтение) 2.1. Математика 2. Математика 2.2. Информатика 3.1. Природоведение 3. Естествознание 3.2. Биология 3.3. География 4.1. Мир истории 4. Человек и 4.2. Основы социальной жизни общество 4.3. История Отечества 5.1. Изобразительное искусство 5. Искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего к финансированию Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего 4 4 4 2 1 2 1 4 4 4 2 2 2 1 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 20 20 17 3 4 6 8 2 8 6 2 1 3 3 3 3 3 15 6 27 6 28 7 30 8 31 8 31 35 147 2 2 2 2 2 10 29 30 32 33 33 157 6 6 6 6 6 30 4 39 4 40 4 42 4 43 4 43 20 207 7 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.1.Русский язык речевая 1.2.Чтение практика (Литературное чтение) 2.1.Математика 2. Математика 2.2. Информатика 3.1.Природоведение 3. Естествозна3.2.Биология ние 3.3. География 4.1. Мир истории 4. Человек и 4.2. Основы социальной жизни общество 4.3. История Отечества 5.1. Изобразительное искусство 5. Искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего к финансированию Количество часов в год V VI VII VIII IX Всего 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 680 680 136 68 - 136 68 102 34 68 68 102 34 68 68 102 34 68 68 578 102 136 204 272 68 68 - 68 68 - 68 68 - 68 272 204 68 34 34 68 34 68 68 34 - 102 102 102 102 102 510 204 918 204 952 238 986 272 1020 272 1020 1190 4998 68 68 68 68 68 340 986 1020 1088 1122 1122 5338 204 204 204 204 204 1020 136 1326 136 1360 136 1428 136 1462 136 1462 680 7038 8 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 4. Недельный учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-12 классы Предметные Классы области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык практика 1.2. Литературное чтение 2.1. Математика 2. Математика 2.2. Информатика 3.1. Основы социальной жизни 3. Человек 3.2. Обществоведение 3.3. Этика 4. Физическая 4.1. Физическая культура культура 5. Технологии 5.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего к финансированию Количество часов в неделю X XI XII Всего 2 3 2 1 2 1 2 2 3 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 6 8 6 3 6 4 6 3 3 3 9 15 31 15 31 15 31 45 93 3 3 3 9 34 34 34 102 6 6 6 18 4 44 4 44 4 44 12 132 Годовой учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-12 классы Предметные Классы области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык практика 1.2. Литературное чтение 2.1. Математика 2. Математика 2.2. Информатика 3.1. Основы социальной жизни 3. Человек 3.2. Обществоведение 3.3. Этика 4. Физическая 4.1. Физическая культура культура 5. Технологии 5.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего к финансированию Количество часов в неделю X XI XII Всего 68 102 68 34 68 34 68 68 102 68 34 68 34 68 68 68 68 34 68 68 68 204 272 204 102 204 136 204 102 102 102 306 510 1054 510 1054 510 1054 1530 3162 102 102 102 306 1156 1156 1156 3468 204 204 204 612 136 1496 136 1496 136 1496 408 4488 9 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 5. Система условий реализации Учебного плана В целях обеспечения реализации Учебного плана в школе для участников образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения Учебного плана; выявления и развития способностей учащихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования; участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке Учебного плана, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части Учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой школы и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников; включения учащихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды села Курьи, городского округа Сухой Лог для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. 5.1. Кадровые условия реализации Учебного плана Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации Учебного плана. КоличеДолжность Образование Стаж Кв. категория ство Директор 1 Высшее свыше 20 лет – 1 Заместитель от 10 до 20 лет – 2 3 Высшее – 3 директора по УВР свыше 20 лет – 1 Учитель начальных классов 13 Высшее – 7 СПО – 3 До 10 лет – 3 От 10 до 20 лет – 3 Свыше 20 лет – 7 Высшая – 2 Первая – 4 СЗД – 1 Без категории – 1 Высшая – 19 Первая – 5 Учитель-предметник 28 СЗД – 4 Без категории – 3 Педагог-психолог 1 Высшее от 10 до 20 лет – 1 Высшая – 1 Учитель-дефектолог 1 Высшее от 10 до 20 лет – 1 Первая – 1 Учитель-логопед 1 Высшее от 10 до 20 лет – 1 Первая – 1 Педагог-организатор 1 Высшее свыше 20 лет – 1 ВКК Социальный педагог 1 Высшее свыше 20 лет – 1 Первая – 1 Заведующий БИЦ 1 СПО свыше 20 лет – 1 Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационным категориям. Высшее – 24 СПО – 4 до 10 лет – 3 от 10 до 20 лет – 10 свыше 20 лет – 15 10 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующей Учебного плана, обеспечивается освоением ее работниками дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 5.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана Материально-технические условия реализации Учебного плана обеспечивают: 1) возможность достижения учащимися установленных Стандартом требований к результатам освоения Учебного плана; 2) соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; 3) возможность для беспрепятственного доступа учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к объектам инфраструктуры школы. Материально-техническая база реализации Учебного плана соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к: участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и их оборудование); зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности при получении начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, осуществляющей образовательную деятельность, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); помещениям для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками; актовому залу; спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию; помещениям для медицинского персонала; мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). 11 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год В МАОУ СОШ № 4 для реализации Учебного плана используется: 3 кабинета русского языка и литературы, 2 кабинета математики, 1 кабинет биологии и географии, 1 кабинет истории, 1 кабинет физики, 1 кабинет химии, 1 кабинет ОБЖ, 1 кабинет искусства, 2 кабинета информатики, 1 кабинет иностранного языка, 2 кабинета технологии, 2 спортивных зала, 1 тренажерный зал, библиотека с читальным залом, историко-краеведческий музей, столовая на 120 посадочных мест. Из данных кабинетов: - 8 кабинетов оснащено интерактивным оборудованием (интерактивная доска, проектор, ноутбук, МФУ), - 3 кабинета оснащены компьютерами, МФУ - 1 кабинет – физики – оснащён программно-аппаратным комплексом (интерактивная доска, 20 ноутбуков, проектор, документ-камера, модульная система экспериментов, цифровая лаборатория, принтер), - 1 кабинет – химии – оснащён современным учебно-лабораторным оборудованием и цифровой лабораторией, ноутбуком, проектором, МФУ - 2 кабинета информатики оснащены 11 компьютерами, 13 ноутбуками, проекторами, интерактивными досками, МФУ, - библиотека с читальным залом, оборудована видеодвойкой, 3 компьютерами, 1 ноутбуком, МФУ. Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания. 12 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 5.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана 5.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС) ИОС школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ИОС школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательной деятельности; размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ учащихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся); взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями. Функционирование ИОС обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование ИОС соответствует законодательству Российской Федерации. Обеспечение информационными ресурсами соответствует типу и виду образовательного учреждения. На данный момент в школе имеется 44 компьютера, 102 ноутбука и 36 нетбуков – всего 182 единицы. Из них 166 используется в образовательной деятельности, 16 – в управлении школой. В школе имеется 26 мультимедийных проекторов, 22 интерактивных доски, 17 документ – камер, 8 принтеров и 35 многофункциональных устройств (принтер – сканер – копир). Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек – оптоволокно. Школа обеспечивает лицензионную чистоту программного обеспечения: на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение «Microsoft». Для обеспечения безопасности работы в системе установлено лицензионное ПО Kaspersky Work Space Security. Много внимания уделяется и безопасности работы в Интернете: установлена на все компьютеры программа «Интернет-цензор», провайдером «Ростелеком» предоставляется услуга «Директорский контроль». В школе принята инструкция, регламентирующая доступ учащихся в Интернет, реализуется программа «Обучение детей, родителей и педагогов основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета». 5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам Учебного плана. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена исходя из расчета: 13 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана. Список учебников, используемых в образовательной деятельности при реализации Учебного плана: Русский язык 1 Аксенова А.К. Букварь 1 кл. М.: Просвещение, 2020 2 Якубовская Э.В. Русский язык 2 кл. М.: Просвещение, 2020 3 Якубовская Э.В. Русский язык 3 кл. М.: Просвещение, 2020 4 Якубовская Э.В. Русский язык 4 кл. М.: Просвещение, 2020 5 Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык 5 кл. М.: Просвещение, 2011 6 Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык 6 кл. М.: Просвещение, 2006 7 Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык 7 кл. М.: Просвещение, 2006 8 Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык 8 кл. М.: Просвещение, 2017 9 Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык 9 кл. М.: Просвещение, 2017 Чтение 1 Комарова С.В. Речевая практика 1 кл. М.: Просвещение, 2020 2 Комарова С.В. Речевая практика 2 кл. М.: Просвещение, 2020 3 Комарова С.В. Речевая практика 3 кл. М.: Просвещение, 2020 4 Комарова С.В. Речевая практика 4 кл. М.: Просвещение, 2020 5 Ильина С.Ю. Книга для чтения 2 кл. СПб.: Просвещение, 2011 6 Ильина С.Ю. Книга для чтения 3 кл. СПб.: Просвещение, 2011 7 Ильина С.Ю. Книга для чтения 4 кл. СПб.: Просвещение, 2011 8 Смирнова З.Н. Книга для чтения 4 кл. М.: Просвещение, 2011 9 Малышева З.Ф. Книга для чтения 5 кл. М.: Просвещение, 2011, 2019 10 Бгажнокова И.М. Чтение 6 кл. М.: Просвещение, 2019 11 Аксенова А.К. Чтение 7 кл. М: Просвещение, 2007 12 Малышева З.Ф. Чтение 8 кл. М.: Просвещение, 2011, 2019 13 Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение 9 кл. М: Просвещение, 2007, 2019 Математика 1 Алышева Т.В. Математика 1 кл. М.: Просвещение, 2020 2 Алышева Т.В. Математика 2 кл. М.: Просвещение, 2020 3 Алышева Т.В. Математика 3 кл. М.: Просвещение, 2020 4 Алышева Т.В. Математика 4 кл. М.: Просвещение, 2020 5 Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5 кл. М.: Просвещение, 2005 6 Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 6 кл. М.: Просвещение, 2017 7 Алышева Т.В. Математика 7 кл. М.: Просвещение, 2006 8 Эк В.В. Математика 8 кл. М.: Просвещение, 2018 9 Перова М Н. Математика 9 кл. М.: Просвещение, 2006 Естествознание, природоведение, биология 1 Матвеева Н.Б. Живой мир 1 кл. М.: Просвещение, 2020 2 Матвеева Н.Б. Живой мир 2 кл. М.: Просвещение, 2020 3 Матвеева Н.Б. Живой мир 2 кл. М.: Просвещение, 2020 4 Матвеева Н.Б. Мир природы 4 кл. М.: Просвещение, 2019 5 Плешаков А.А. Естествознание 5 кл. М.: Просвещение, 2011 6 Лифанова Т.М. Природоведение 5 кл. М.: Просвещение, 2018 7 Никишов А.И. Биология 6 кл. М.: Просвещение, 2009 14 Учебный план общего образования учащихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ № 4 на 2022 – 2023 учебный год 8 9 10 1 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 1 1 2 3 Клепинина З.А. Биология 7 кл. М.: Просвещение,2019 Никишов А.И. Биология 8 кл. М.: Просвещение, 2017 Романов И.В. Биология. Человек. 9 кл. М.: Дрофа, 2008 Технология Кузнецова Л.А. Ручной труд 1 кл. М.: Просвещение, 2019 Кузнецова Л.А. Ручной труд 2 кл. М.: Просвещение, 2019 Кузнецова Л.А. Ручной труд 3 кл. М.: Просвещение, 2019 Кузнецова Л.А. Ручной труд 4 кл. М.: Просвещение, 2019 Картушина Г.Б. Швейное дело 5 кл. М.: Просвещение, 2019 Картушина Г.Б. Швейное дело 6 кл. М.: Просвещение, 2019 Мозговая Г.Г. Швейое дело 7 кл. М.: Просвещение, 2019 Мозговая Г.Г. Швейое дело 8 кл. М.: Просвещение, 2019 Ковалева Е.А. Сельскохозяйст. труд 5 кл. М.: Просвещение, 2018 Ковалева Е.А. Сельскохозяйст. труд 6 кл. М.: Просвещение, 2018 Ковалева Е.А. Сельскохозяйст. труд 7 кл. М.: Просвещение, 2006 Ковалева Е.А. Сельскохозяйст. труд 8 кл. М.: Просвещение, 2018 Ковалева Е.А. Сельскохозяйст. труд 9 кл. М.: Просвещение, 2018 Васенков Г.В. Азбука переплетчика 5-7 кл. М.: Просвещение, 2007 География Лифанова Т.М. География 5 кл. М.: Просвещение, 2018 Лифанова Т.М. География 6 кл. М.: Просвещение, 2019 Лифанова Т.М. География 7 кл. М.: Просвещение, 2006 Лифанова Т.М. География 8 кл. М.: Просвещение, 2010 Лифанова Т.М. География 9 кл. М.: Просвещение, 2018 Мир истории Бгажнокова И.М. Мир истории 6 кл. М.: Просвещение, 2017, 2019 История Отечества Пузанов Б.П. История России 7 кл. М.: Владос, 2004 Пузанов Б.П. История России 8 кл. М.: Владос, 2017 Пузанов Б.П. История России 9 кл. М.: Владос, 2009 15