02.08.2024
В подростковый период происходит социальное становление, физиологическая и эмоциональная перестройка, поэтому дети от 11 до 18 лет крайне уязвимы, их поведение не поддаётся рациональному и осознанному контролю. Задача родителей в этот период взросления вовремя выявить отклонения. Профилактика, включенность окружающих, контроль и своевременная коррекция помогут избежать нарушений в общении, аутоагрессивному поведкению, иногда опасному для жизни и здоровья подростка.
О нарушениях может сказать странное поведение подростка, а именно:
плохое настроение (более 10–14 дней), переживания по поводу бессмысленности жизни, одиночества, покинутости, ложной вины;
аутоагрессия или причинение вреда самому себе (порезы, зависимость от наркотиков и алкоголя);
бессонница, изменение пищевых привычек, эмоционального состояния (агрессия, грубость, замкнутость);
изменение круга общения, потеря интересов к хобби, спорту и другим значимым ранее аспектам жизни;
заявление о желании убить себя, поиск в сети вариантов суицида, пассивные суицидальные мысли;
любая ситуация, переживаемая ребёнком как социально острая (развод родителей, конфликты с друзьями и одноклассниками);
гибель кумира (возможность резонансного суицида);
«завершение дел»: раздаривание личных вещей, улаживание отношений, составление писем, встречи со значимыми людьми;
клинические показатели развития суицидального поведения (хронический болевой синдром, психические расстройства: шизофрения, галлюцинации, психоз).
Причин суицидальных мыслей может быть гораздо больше, поэтому взрослым необходимо быть бдительными и чуткими. Если подросток заявляет о намерениях лишить себя жизни, разыскивает информацию о способах суицида, не стоит думать, что это лишь попытки манипулировать вами. В этом случае крайне важно проявить сочувствие, поговорить с ребёнком и обратиться за профессиональной помощью.
Что не стоит делать родителям, если у ребёнка возникают суицидальные мысли?
Использовать слова, которые смогут побудить ребёнка к самоубийству. Например, «если тебя не будет», «от тебя одни проблемы», «ты портишь мне жизнь», «пропади». Чаще всего такие высказывания произносят на эмоциях, но ребёнок может не почувствовать разницы и принять это, как единственную возможность получить одобрение.
Игнорировать эмоциональное состояние ребёнка, обесценивать его переживания, даже если проблемы кажутся незначительными.
Сравнивать ребёнка со сверстниками, подсвечивая его негативные черты, провоцировать нездоровую конкуренцию и безосновательную соревновательность. Страх разочаровать родных — это то, что может привести к возможному суициду.
Пренебрегать потребностями подростка в семейной поддержке, межличностном общении и заботе, особенно при появлении младших детей.
Игнорировать даже незначительные перемены в настроении подростка, и несвойственные для него состояния (эйфорию, чрезмерную радость, тревожность или апатию), предпочтения (изменение стиля одежды, появление пирсинга, татуировок).
Что может помочь подростку найти радость в жизни?
Искреннее проявление интереса взрослых к его жизни: кругу общения, музыкальным и игровых предпочтениям, группам общения в Сети и другим хобби.
Совместное времяпрепровождение. Например, обоюдно интересный контент (фильмы, концерты, игры, экскурсии, спортивные мероприятия) позитивного и безопасного характера.
Консультации с психологами или психотерапевтами для индивидуальной или семейной терапии.
Институт воспитания рекомендует не игнорировать даже незначительные странности в поведении подростков. Важно обращать внимание на детей и их тревоги, а в случае возникновения проблем, стоит обратиться за помощью к специалистам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.08.2024
Дата обновления: 02.08.2024
Дата публикации: 02.08.2024