Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа УМНЫЕ ШАХМАТЫ 1-4 классы село Курьи городской округ Сухой Лог Оглавление Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы .......................................................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................................................................................................................... 4 1.3. Содержание программы ............................................................................................................................................................................................................. 5 1.4. Планируемые результаты ........................................................................................................................................................................................................... 7 Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий ................................................................................................................................................ 10 2.1. Календарный учебный график МАОУ СОШ № 4 ................................................................................................................................................................. 10 2.2. Условия реализации программы ............................................................................................................................................................................................. 18 2.3. Выявление и поддержка одаренных детей………………………………………………………………………………………………………………….19 2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ………………………………………………………………………………………………………………………..20 2.5. аттестации19…………………………………………………………………………………………………………………………………………..21 Формы 2.6. Оценочные материалы………………………………………………………………………………………………………………………………………..22 2.7. Методические материалы......................................................................................................................................................................................................... 21 2.8. Список литературы ................................................................................................................................................................................................................... 22 2 Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умные шахматы» (далее Программа) реализует содержание дополнительного образования социально педагогической направленности. Актуальность программы В условиях реализации новых федеральных государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Отличительная особенность программы Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Адресат программы 3 Программа адресована учащимся 6,5 -11 лет (1 – 4 классы), а также учащимся с ОВЗ. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Форма обучения Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности школы посредством размещения материалов на сайте школы и в социальных сетях. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Особенности организации образовательной деятельности В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения. Состав группы учащихся – постоянный. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общий объем часов в год - 68 ч. 2 часа в неделю: два занятия по 40 минут с 10-ти минутным перерывом. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы Обучающие: - формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; - формирование критического мышления; - формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре; - умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес; - овладение навыками игры в шахматы. Развивающие: 4 - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность) Воспитательные: - формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 1.3. Содержание программы Общая характеристика курса Программой предусматривается 68 шахматных занятий (два занятия в неделю). На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Начиная изучение тем с седьмой главы отмечаем, что если ранее большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре. Учебный план программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела История возникновения шахмат Шахматная доска Знакомство с шахматными фигурами Шах Мат Количество часов Всего 1 1 16 2 4 5 Теория 0,5 0,5 8 1 2 Практика 0,5 0,5 8 1 2 Формы аттестации/контроля Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Ничья, пат Рокировка Шахматная партия Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур. Техника матования одинокого короля. Учебные положения: на мат в один ход; на мат в два хода; на мат в три хода. Матовые комбинации. Достижение материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей. Типичные комбинации в дебюте. Шахматный турнир. 2 2 4 2 4 4 1 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 4 2 2 Наблюдение, опрос 8 8 2 2 2 68 4 4 1 1 1 34 4 4 1 1 1 34 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Содержание учебного плана 1. История возникновения шахмат 2. Шахматная доска 3. Знакомство с шахматными фигурами Начальное положение Расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур 4. Шах 5. Мат. Ставим мат. 6. Ничья, пат 6 7. Рокировка. 8. Шахматная партия. 9. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. 10. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Защита. 11. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. 12. Учебные положения: на мат в один ход; на мат в два хода; на мат в три хода. 13. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. 14. Достижение материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. 15. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. 16. Типичные комбинации в дебюте. 17. Шахматный турнир. 1.4. Планируемые результаты Требования к приобретаемым знаниям и умениям К концу учебного года дети должны знать: • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: 7 • ориентироваться на шахматной доске; • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; • правильно помещать шахматную доску между партнерами; • • • • • • • правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. записывать шахматную партию; • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; • проводить элементарные комбинации. Личностные результаты освоения программы • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 8 • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. • Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы • Знать шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила. • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. 9 Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график МАОУ СОШ № 4 2.1.1. Дата начала учебного года 01 сентября 2022 года – дата окончания учебного года – 25 мая 2023 года – 33 учебных недели в 1 классах и 34 учебных недели во 2-4 классах 2.1.2. Продолжительность 1 четверти: с 01 сентября 2022 года по 30 октября 2022 года (9 учебных недель – 44 учебных дня) Продолжительность осенних каникул: с 31 октября 2022 года по 07 ноября 2022 года (9 календарных дней) 2.1.3. Продолжительность 2 четверти: с 09 ноября 2022 года по 29 декабря 2022 года (7 учебных недель – 37 учебных дней) Продолжительность зимних каникул: с 30 декабря 2022 года по 10 января 2023 года (12 календарных дней) 2.1.4. Продолжительность 3 четверти: с 11 января 2023 года по 19 марта 2023 года (в 1 классах – 9 учебных недель – 43 учебных дня, во 2-4 классах – 10 учебных недель – 48 учебных дней) Дополнительные каникулы для учащихся 1 классов с 13 февраля 2023 года по 21 февраля 2023 года (9 календарных дней) Продолжительность весенних каникул: с 20 марта 2023 года по 30 марта 2023 года (11 календарных дней) 2.1.5 Продолжительность 4 четверти: с 31 марта 2023 года по 25 мая 2023 года (8 учебных недель – 38 учебных дней) Продолжительность летних каникул: для учащихся 1 – 4 кл. с 26 мая 2023 года по 31 августа 2023 года (14 недель - 98 дней) 10 Календарный учебный график Место проведения занятий: кабинет №10, время проведения – согласно расписанию занятий № Месяц Число Время про- Форма занятия Количество Тема занятия ведения зачасов п/п нятия 1 1 Эвристическая беседа 1 История возникновения шахмат История возникновения шахмат Шахматная доска 1 2 Эвристическая беседа 1 2 3 Эвристическая беседа 1 4 Практикум 1 Шахматная доска Знакомство с шахматными фигурами Знакомство с шахматными фигурами Знакомство с шахматными фигурами Начальное положение 1 5 Эвристическая беседа, практикум 1 Начальное положение Расстановка фигур на доске. 1 6 Эвристическая беседа, практикум 1 2 Расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. 11 Место проведения Форма контроля кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 7 8 Эвристическая беседа Практикум 1 1 2 9 Эвристическая беседа 1 10 Практикум 1 2 11 Эвристическая беседа 1 12 Практикум 1 2 13 Эвристическая беседа 1 14 Практикум 1 2 15 Эвристическая беседа 1 16 Практикум 1 2 Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур 12 17 Эвристическая беседа 1 18 Практикум 1 Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур. Шах 2 19 Эвристическая беседа 1 20 Практикум 1 Шах Шах Мат 2 21 Эвристическая беседа 1 22 Практикум 1 Мат Мат Ставим мат 2 23 Эвристическая беседа 1 24 Практикум 1 Ставим мат Ставим мат Ничья, пат 2 25 Эвристическая беседа 1 Ничья, пат 26 Практикум 1 Ничья, пат Рокировка 2 13 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 27 Эвристическая беседа 1 28 Практикум 1 Рокировка Рокировка Шахматная партия 4 29 Эвристическая беседа 1 30 Практикум 1 31 Эвристическая беседа 1 32 Практикум 1 33 34 Эвристическая беседа, практикум Эвристическая беседа, практикум Шахматная партия Шахматная партия кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 1 Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. кабинет №10 Наблюдение, опрос Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Защита. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 4 35 Шахматная партия Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. 2 Эвристическая беседа, практикум Шахматная партия кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 1 14 36 Эвристическая беседа, практикум 1 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. кабинет №10 Наблюдение, опрос 37 Эвристическая беседа, практикум 1 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. кабинет №10 Наблюдение, опрос Эвристическая беседа, практикум Ценность шахматных фигур. Защита. 38 1 кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 39 Эвристическая беседа, практикум 1 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. 40 Эвристическая беседа, практикум 1 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. кабинет №10 Наблюдение, опрос 41 Эвристическая беседа, практикум 1 Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. кабинет №10 Наблюдение, опрос 42 Эвристическая беседа, практикум 1 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. кабинет №10 Наблюдение, опрос Учебные положения: на мат в один ход; на мат в два хода; на мат в три хода. Учебные положения на мат в один ход кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 4 4 43 Эвристическая беседа, практикум 1 15 44 Эвристическая беседа, практикум Учебные положения на мат в два хода кабинет №10 Наблюдение, опрос Учебные положения на мат в три хода кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 45 Эвристическая беседа 1 46 Практикум 1 Учебные положения на мат в три хода 47 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Матовые комбинации. Темы комбинаций. 48 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Тема отвлечения. кабинет №10 Наблюдение, опрос 49 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Тема завлечения. кабинет №10 Наблюдение, опрос 50 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Тема блокировки. кабинет №10 Наблюдение, опрос 51 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. кабинет №10 Наблюдение, опрос 52 Эвристическая беседа, практикум 1 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. кабинет №10 Наблюдение, опрос 8 16 53 54 Эвристическая беседа Практикум 1 Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 55 Эвристическая беседа, практикум 1 Достижение материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Достижение материального перевеса. Тема отвлечения. 56 Эвристическая беседа, практикум 1 Достижение материального перевеса. Тема завлечения. кабинет №10 Наблюдение, опрос Достижение материального перевеса. Тема уничтожения защиты. кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 Достижение материального перевеса. Тема связки. кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 8 57 Эвристическая беседа, практикум 1 58 Эвристическая беседа, практикум 59 Эвристическая беседа, практикум 1 Достижение материального перевеса. Тема освобождения пространства. 60 Эвристическая беседа, практикум 1 Достижение материального перевеса. Тема перекрытия 17 61 Эвристическая беседа, практикум 62 Эвристическая беседа, практикум 1 Достижение материального перевеса. Тема превращения пешки. кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 Достижение материального перевеса. Сочетание тактических приемов. кабинет №10 Наблюдение, опрос кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. кабинет №10 Наблюдение, опрос 1 Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. кабинет №10 Наблюдение, опрос Типичные комбинации в дебюте. кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 кабинет №10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 2 63 Эвристическая беседа, практикум 64 Эвристическая беседа, практикум 2 65 Эвристическая беседа 1 66 Практикум 1 Типичные комбинации в дебюте Типичные комбинации в дебюте Шахматный турнир. 2 67 Эвристическая беседа 68 Практикум 1 Шахматный турнир Шахматный турнир 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение • помещение аудитории № 10, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно- гигиеническим и пожарным нормам 18 • комплекты шахмат в количестве 15 штук • канцелярские принадлежности: ручки, бумага, тетради • иллюстративный материал; настенная магнитная шахматная доска. Информационное обеспечение информационные плакаты; контрольные задания, разработанные специально для проверки знаний учащихся. Кадровое обеспечение ФИО педагога - Вагин Игорь Васильевич Место работы – МАОУ СОШ № 4, 624810, Свердловская область, Сухоложский район, село Курьи, улица Школьная, дом №6 Должность – педагог дополнительного образования Образование – Высшее педагогическое. Нижнетагильский государственный педагогический институт, 1994 год. Специальность: Преподавание истории, обществознания и права в общеобразовательной школе. Квалификация: Учитель истории, обществознания и права средней школе. Курсы повышения квалификации. ООО «Высшая школа делового администрирования», 2019 год. Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Методика обучения в начальной школе игре в шахматы в рамках реализации ФГОС НОО» в объеме 72 часа. Стаж работы – 25 лет. Домашний адрес – Свердловская область, Сухоложский район, село Курьи, улица Свердлова, дом 24, квартира 18 Рабочий телефон 8(34373)91270 2.3. Выявление и сопровождение одаренных детей. В настоящее время реализация потенциальных возможностей одаренных детей является одной из приоритетных социальных задач современного общества. За ними – будущее России, поэтому системная организация работы по ее развитию в настоящее время рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Шахматы во всем мире по праву считаются инструментом интеллектуального развития. Диагностика по выявлению одаренных детей основывается на начальном этапе в первую очередь на педагогических наблюдениях. Одаренные дети в направлении «шахматы» обладают хорошей памятью и быстро запоминают учебный материал, умеют логично мыслить, принимают нестандартные решения. 19 Для выявления способных учащихся в виду спорта «шахматы» создана система соревнований, включающая в себя турниры в соответствии с рейтингом, серия турниров, турниры семейных команд, турниры, посвященные памятным датам, организовано участие в муниципальных соревнованиях. Для мотивационной поддержки способных и одаренных учащихся педагогом создана система поощрения таких детей. Ежегодно, учащиеся, показавшие высокие результаты в обучении и достижения в соревнованиях различного уровня, награждаются специальными дипломами. В конце учебного года в учебных группах проходят чествование победителей. На родительских собраниях, посвященным итогам учебного года, отмечаются заслуги родителей в воспитании одаренных детей. 2.4. Организация работы с детьми с ОВЗ Настоящая Программа рассчитана на детей - шахматистов стартового уровня и предусматривает изучение материала по теории и истории шахмат и практические занятия, в том числе, участие в соревнованиях. Наряду с этим среди учащихся ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию общественной активности среди детей, развитию у них норм и принципов поведения в обществе. Для успешного усвоения материала Программы дети должны, в первую очередь, обладать следующими возрастными особенностями: они должны быть в состоянии овладеть элементарной арифметикой (сложение и вычитание до 20), суметь поставить целевую задачу и настойчиво стремиться её выполнить, а также должны обладать достаточной интеллектуальной выносливостью, чтобы добиваться требуемых Программой спортивных и творческих результатов в шахматах. Чем раньше ребенок по-настоящему поймет, что такое «Шахматы», тем лучше для него. Поэтому в шахматах наиболее эффективно обучение в смешанных (разновозрастных) группах, что использовано и в настоящей Программе. Из сказанного выше очевидно, что такие разновозрастные группы также эффективнее индивидуальных занятий на стартовом и базовом уровне. 2.5. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов • аналитический материал участия учащихся в конкурсных мероприятиях, • видеозаписи, фото открытых занятий, турниров, • грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров, • журнал посещаемости, отзывы учащихся, родителей, законных представителей учащихся, статьи на сайте образовательного учреждения. • 20 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов • аналитический отчет по итогам реализации курса • • шахматный турнир муниципальные, региональные соревнования. 2.4. Оценочные материалы Перечень дневников наблюдений • Наблюдение за индивидуальной работой на шахматной доске • • Наблюдение за групповой работой на шахматной доске Наблюдение за решением шахматных задач на демонстрационной шахматной доске Перечень опросных листов • Опрос начальных знаний о шахматах • Опрос начальных знаний о шахматных фигурах 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательной деятельности Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте школы. Методы обучения и воспитания • словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при проведении лекционной части, • наглядный – работа по образцу • • практический - упражнения, практические задания, наблюдения, дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения, 21 • проблемное обучение - самостоятельное решение шахматных задач • репродуктивный, игровой в случае проведения мини-турниров • • мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия, убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения, • упражнение в репродуктивной деятельности, • поощрение успешного достижения положительного результата, стимулирование на самостоятельную работу, участие в турнирах и соревнованиях • Формы организации образовательной деятельности • групповая форма организации проведения лекций, бесед, словесного поиска практических решений, • индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения упражнений, решение задач Формы организации учебного занятия Согласно календарному учебному графику проводятся беседы, лекции, практические занятия, турниры, открытые занятия, конкурсы. Дидактические материалы Раздаточные материалы, инструкции, задачи, упражнения и т.п. представлены в Плане конспекте учебных занятий. 2.6. Список литературы 1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972. 2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970. 3. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992. 4. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. 5. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965. 6. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966. 22 7. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982. 8. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965. 9. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994. 10. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991. 11. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986. 12. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986. 13. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986. 14. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983. 15. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980. 16. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984. 17. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986. 18. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980. 19. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980. 20. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980. 21. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979. 22. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. 23. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 24. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980. 25. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983. 26. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984. 27. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981. 28. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955. 29. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978. 30. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981. 31. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977. 32. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001. 33. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002. 23 34. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002. 35. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979. 36. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994. 37. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986. 38. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993. 39. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964. 40. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966. 41. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994. 24