Учебный план ООО ОВЗ 2022-2023

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

Оглавление
1. Пояснительная записка к Учебному плану основного общего образования учащихся с
ограниченными возможностями здоровья для обучающихся по ФГОС .................................................. 3
1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана ООО ОВЗ ...................................... 3
1.2. Характеристика образовательной деятельности .................................................................................. 4
2. Характеристика Учебного плана ООО ОВЗ ............................................................................................ 5
3. Недельный и годовой учебный план ...................................................................................................... 10
3.1. Учебный план ООО учащихся с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы ........... 10
3.2. Учебный план ООО учащихся с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) классах.. 12
4. Система условий реализации Учебного плана ООО ОВЗ .................................................................... 13
4.1. Кадровые условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ ............................................................... 13
4.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ .................................. 13
4.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ .......................... 15
4.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС) ................................................................. 15
4.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение................................................................. 16

2

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

1. Пояснительная записка к Учебному плану основного общего образования
учащихся с ограниченными возможностями здоровья для обучающихся по
ФГОС
1.1. Нормативно-правовые основания составления Учебного плана ООО ОВЗ
Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями (далее – Учебный план ООО ОВЗ) МАОУ СОШ № 4 представляет собой нормативный
документ, определяющий максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных
предметов, распределяющий учебное время, отводимое на освоение содержания образования
по классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя,
определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательной деятельности. А также в качестве
одного из основных механизмов её реализации.
Учебный план ООО ОВЗ разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.);
 Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.);
 Конвенции ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.);
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 года № 1897 и зарегистрированный Минюстом России 01 февраля 2011 года,
рег. № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014
года № 1644, зарегистрирован Минюстом России 06 февраля 2015 года, рег. № 35915 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015
года № 1577, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 года, рег. № 40937 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021
года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020
года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»» (с изменениями на 24 марта 2021 года);

3

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017
года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №
254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
 Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.07.2018 г. №02-01-81/6434 «Об обеспечении учебными изданиями обучающихся с
ОВЗ»;
 Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 01.03.2019 г. №02-01-81/2014 «О направлении методических рекомендаций по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»;
 Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ (с изменениями и дополнениями);
 Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утвержден Приказом начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 26 января 2016 г. № 37 (с изменениями и дополнениями);
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
учащихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ №4 на период 2020 – 2025
годы, утверждена Приказом директора МАОУ СОШ №4 от 30 июня 2020 года №56-2/ОД.
1.2. Характеристика образовательной деятельности
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет.
При разработке индивидуального учебного плана необходимо учитывать следующее:
все учебные предметы предметных областей должны быть изучены, при этом количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов; максимально
допустимая недельная нагрузка должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее САНПИН 2.4.3648-20).
Учебный план рассчитан на шестидневную рабочую неделю для учащихся с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы и предусматривает дистанционную форму обучения по субботам. Учебный план для учащихся с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах
рассчитан на пятидневную рабочую неделю.
Продолжительность урока в основной школе составляет не более 40 минут.
Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет
34 недели, в 9 классе – 34 недели и 5 недель для подготовки и прохождения государственной
итоговой аттестации.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает определённую учебным планом максимальную учебную нагрузку. Согласно САНПИН 2.4.3648-20 максимально
4

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

допустимая недельная нагрузка составляет при 6-дневной неделе не более: в 5 классах 32 академических часов, в 6 классах – 33 академических часов, в 7 классах – 35 академических часов,
в 8 классах – 36 академических часов, в 9 классах – 36 академических часов; максимально допустимая недельная нагрузка составляет при 5-дневной неделе не более: в 5 классах – 29 академических часов, в 6 классах – 30 академических часов, в 7 классах – 32 академических часов, в
8 классах – 33 академических часов, в 9 классах – 33 академических часов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах - 2 часа, в 6 - 8
классах - 2,5 часа, в 9 классах - до 3,5 ч.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике, технологии осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. При наличии
необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
2. Характеристика Учебного плана ООО ОВЗ
Учебный план ООО ОВЗ обеспечивает введение в действие и реализацию требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее – Стандарт), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 №1897, определяет максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице:
N
Предметные
Основные задачи реализации содержания
п/п
области
1
Русский язык и Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка
литература
как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования российской гражданской, этнической и социальной
идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных
средств коммуникации, должно обеспечить:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому
языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него
- к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование
причастности к национальным свершениям, традициям и осознание
исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
5

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

2

Родной язык,
родная литература

3

Иностранный
язык. Второй
иностранный
язык

4

Общественнонаучные предметы

- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература"
должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному
языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания
между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками
и личностным, социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы"
должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и
политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека
и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
6

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

5

Математика и
информатика

6

Основы духовно-нравственной культуры народов
России

7

Естественнонаучные предметы

- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно
обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной
жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Изучение предметной области "Естественно-научные предметы"
должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение
в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;

7

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

- формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
8
Искусство
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой
цивилизации, их сохранению и приумножению.
9
Технология
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в
процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах
научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
10
Физическая
Изучение предметной области "Физическая культура и основы безкультура и осопасности жизнедеятельности" должно обеспечить:
новы безопасно- - физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное разсти жизнедеявитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультуртельности
ной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и
показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и
знаниями из разных предметных областей.
Учебный план предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы учащихся, в том числе этнокультурные.
8

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), МАОУ СОШ № 4, учредителя МАОУ СОШ № 4.
В Учебном плане ООО ОВЗ часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими предметами:
- «Культура безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах: данный курс работает на
цель школы и позволяет вести профилактическую работы по сохранению жизни и здоровья учащихся, а также работу по формированию правил безопасного поведения на дорогах, в лесу и
т.д. Имеется необходимый УМК.
- В 5 классах будет продолжено изучение курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России», представленного в МАОУ СОШ № 4 модулем «Основы светской этики»
(закреплено заявлениями родителей (законных представителей) и протоколом родительского
собрания). Имеется необходимый УМК.
- В 5 классах будет изучаться курс «Введение в обществознание» - как подготовительный
курс к введению обществознания в 6 классе.
- «Введение в информатику» в 6 классе - как подготовительный курс к введению информатики в 7 классе для формирования информационной культуры учащихся.
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, может быть также использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательной деятельности, в том числе этнокультурные.
Для развития потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья, могут
разрабатываться с участием самих учащихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке индивидуального учебного плана необходимо учитывать следующее:
все учебные предметы предметных областей должны быть изучены, при этом количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов; максимально
допустимая недельная нагрузка должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее САНПИН 2.4.3648-20).
Формы организации образовательной деятельности: урок, лекция, семинар, факультатив, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия, занятие в учебных мастерских,
практикум, собеседование, консультация, зачет, конференция, кружок, студия, научное общество, олимпиада, конкурс, концерт, презентация, день здоровья, туристический слёт, день самоуправления, проект.
Формы промежуточной аттестации: устные индивидуальные опросы, устные фронтальные опросы, письменные контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные работы в виде графических задач, контрольные лабораторные работы, самостоятельные работы, защита проектов, тесты, проверочные работы в формате ВПР, а также по материалам,
представленным на сайте ФИПИ.
В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
В связи с реализацией в МАОУ СОШ № 4 деятельностного подхода в образовательной
деятельности приоритетными видами определяются проектная, исследовательская – с использованием экскурсий, познавательная, проблемно-ценностное общение, в соответствии с возрастом учащихся.
Формирование культуры умственного труда обеспечивается через учебно-исследовательскую, проектную деятельность.
Представленный учебный план направлен на формирование образовательного пространства школы, обеспечивающего оптимальные условия для развития и самореализации учащихся.
9

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

3. Недельный и годовой учебный план

5 – а,б,в 6 – а,б,в 7 – а,б,в
классы
классы
классы
Обязательная часть

8 – а, б,в
классы

Итого количество часов в год

Итого количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Предметные
области

Количество часов в год

Учебные предмет

Количество часов в неделю

3.1. Учебный план ООО учащихся с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные
классы

9 – а, б
классы

Русский
язык и литература

Русский язык

5

170

6

204

4

136

3

102

3

102

21

714

Литература

3

102

3

102

2

68

2

68

3

102

13

442

Родной язык
и родная литература

Родной (русский) язык
родная (русская) литература
Иностранный
язык (английский)
Второй иностранный язык (немецкий)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Основы безопасности жизнедеятельности

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

2,5

85

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

2,5

85

3

102

3

102

3

102

3

102

3

102

15

510

1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

5

170

5
1

170
34

5
1

170
34

3
2
1
1

102
68
34
34

3
2
1
1

102
68
34
34

3
2
1
2

102
68
34
68

10
9
6
3
6

340
306
204
102
204

1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

5

170

1
1
1

34
34
34

1
1
1
1

34
34
34
34

1
2
2
1
1

34
68
68
34
34

1
2
2
2
2
1

34
68
68
68
68
34

1
2
3
2
2
-

34
68
102
68
68
-

4
8
7
4
7
4

136
272
238
136
238
136

1

34

1

34

1

34

1

34

-

-

4

136

2

68

2

68

2

68

2

68

1

34

9

306

-

-

-

-

-

-

1

34

1

34

2

68

Иностранный
язык. Второй
иностранный
язык

Математика
и информатика

Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы

Искусство
Технология
Физическая
культура

10

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год
и основы безФизическая
опасности жизтура
недеятельности

куль-

3

102

3

102

3

102

3

102

3

102

15

510

Итого
29 986 31 1054 32 1088 35 1190 35 1190 162 5508
Часть, формируемая участниками образовательных отношений для обязательного изучения
Общественнонаучные
предметы

Введение в обществознание

1

34

-

-

-

-

-

-

-

-

1

34

Основы духовно-нравственной
культуры
народов России

Основы духовнонравственной
культуры народов России (Основы светской
этики)

1

34

-

-

-

-

-

-

-

-

1

34

Введение в информатику

-

-

1

34

-

-

-

-

-

-

1

34

Культура безопасности жизнедеятельности

1

34

1

34

1

34

-

-

-

-

3

102

Математика
и информатика
Физическая
культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Итого:
32 1088 33 1122 33 1122 35 1190 35 1190 168
Часть, формируемая участниками образовательных отношений для выбора
Пишем без
ошибок (Трудные случаи ор1
1
34
фографии) //
Язык мой –
Русский
друг мой
язык и литература
Русская словес0,5 17
0,5
ность
Секреты грамотного
0,5
0,5
17
письма
За страницами
учебника математики// Методы
1
1
34
решения
матемаМатематика
тических задач
и информатика
Математиче0,5 17
0,5
ский клуб
Практикум по ре0,5
0,5
17
шению задач
Итого:
32 1088 33 1122 35 1190 36 1224 36 1224 172
Максимально допустимая
нагрузка при 6-дневной
32 1088 33 1122 35 1190 36 1224 36 1224 172
учебной неделе

11

5712

34

17
17

34

17
17
5848
5848

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

Итого количество часов в год

5
3
0,5
0,5

170
102
17
17

5
3
0,5
0,5

170
102
17
17

Иностранный язык. Второй иностранный язык

Иностранный язык (английский)

3

102

3

102

Математика и информатика

Математика
История России. Всеобщая история

5
2

170
68

5
2

170
68

География

1

34

1

34

Естественно-научные предметы

Биология

1

34

1

34

Основы духовно-нравственной
культуры России

ОДКНР

1

34

1

34

Технология

Музыка
Изобразительное искусство
Технология

1
1
2

34
34
68

1
1
2

34
34
68

Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности

Адаптивная физическая культура/ физическая культура

2

68

2

68

Учебные предмет

Количество часов в год

Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной (русский) язык
Родная (русская) литература

Предметные области

Количество часов в неделю

Итого количество часов в неделю

3.2. Учебный план ООО учащихся с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных)
классах
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СанПиН 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуется в
первую смену по 5-ти дневной учебной неделе.
В МАОУ СОШ № 4 в 2022-2023 учебном году организовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития в
1 классе (5 – г классе).

5 – г класс

Русский язык и литература
Родной язык и родная литература

Общественно-научные предметы

Искусство

Итого
28
952
28
952
Часть, формируемая участниками образовательных отношений для обязательного изучения
Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности

Спорт и здоровье

Максимально допустимая
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

12

1

34

1

34

29

986

29

986

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

4. Система условий реализации Учебного плана ООО ОВЗ
В целях обеспечения реализации Учебного плана в школе для участников образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения Учебного плана;
- выявления и развития способностей учащихся через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики,
используя возможности организаций дополнительного образования;
- участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке Учебного плана, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию части Учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами
учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой школы и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
- использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников;
- включения учащихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды села Курьи, городского округа Сухой Лог для приобретения опыта реального управления и действия;
- эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных
механизмов финансирования.
4.1. Кадровые условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ
Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации Учебного плана
ООО ОВЗ на 100%.
Должность

Количество Образование

Директор
Заместитель директора

1
3

Учитель-предметник

28

Высшее
Высшее – 3
Высшее – 24
СПО – 4

Стаж

свыше 20 лет – 1
до 10 лет – 2
от 10 до 20 лет – 1
до 10 лет – 3
от 10 до 20 лет – 10
свыше 20 лет – 15

Кв. категория

-

Высшая – 13
Первая – 9
СЗД – 2
Без категории – 4
Педагог-психолог
1
Высшее
от 10 до 20 лет – 1
Первая – 1
Учитель-дефектолог
1
Высшее
от 10 до 20 лет – 1
Первая – 1
Учитель-логопед
1
Высшее
от 10 до 20 лет – 1
Первая – 1
Педагог-организатор
1
Высшее
от 10 до 20 лет – 1
Социальный педагог
1
Высшее
свыше 20 лет – 1
Заведующий БИЦ
1
СПО
свыше 20 лет – 1
Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационным категориям.
Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующей Учебного плана, обеспечивается освоением ее работниками дополнительных профессиональных
программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
4.2. Материально-технические условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ
Материально-технические условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ обеспечивают:
13

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

1) возможность достижения учащимися установленных Стандартом требований к результатам освоения Учебного плана;
2) соблюдение:
 санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
 санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т.д.);
 социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
 пожарной и электробезопасности;
 требований охраны труда;
 своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3) возможность для беспрепятственного доступа учащихся к объектам инфраструктуры
школы.
Материально-техническая база реализации Учебного плана соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к:
 участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность
(площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность и их оборудование);
 зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности при получении начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в
учебных кабинетах организации, осуществляющей образовательную деятельность, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
 помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала,
число читательских мест, медиатеки);
 помещениям для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
 помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством,
моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;
 актовому залу;
 спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;
 помещениям для медицинского персонала;
 мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
 расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
В МАОУ СОШ № 4 для реализации Учебного плана ООО ОВЗ используется: 3 кабинета
русского языка и литературы, 2 кабинета математики, 1 кабинет биологии и географии, 1 кабинет истории, 1 кабинет физики, 1 кабинет химии, 1 кабинет ОБЖ, 1 кабинет искусства, 2 кабинет
информатики, 1 кабинет иностранного языка, 2 кабинета технологии, 2 спортивных зала, 1 тренажерный зал, библиотека с читальным залом, историко-краеведческий музей, столовая на 120
посадочных мест.
Из данных кабинетов:
- 8 кабинетов оснащено интерактивным оборудованием (интерактивная доска, проектор,
ноутбук, МФУ)
14

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

- 3 кабинета оснащены компьютерами, МФУ
- 1 кабинет – физики – оснащён программно- аппаратным комплексом (интерактивная
доска, 20 ноутбуков, проектор, документ-камера, модульная система экспериментов, цифровая
лаборатория, принтер)
- 1 кабинет – химии – оснащён современным учебно-лабораторным оборудованием и
цифровой лабораторией; ноутбуком, проектором, МФУ
- 2 кабинета информатики оснащены 11 компьютерами, 13 ноутбуками, проекторами,
интерактивными досками, МФУ
- библиотека с читальным залом, оборудована видеодвойкой, 3 компьютерами, 1 ноутбуком, МФУ.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность:
 создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений
и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
 получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет,
работа в библиотеке и др.);
 проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного
оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
 наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения,
наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
 создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
 обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
 проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и
обратной связью;
 исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением
традиционных инструментов и цифровых технологий;
 физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
 планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
 размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
 проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
 организации отдыха и питания.
4.3. Информационно-методические условия реализации Учебного плана ООО ОВЗ
4.3.1. Информационно-образовательная среда школы (ИОС)
ИОС школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы
данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных
отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
ИОС школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой)
форме следующие виды деятельности:
 планирование образовательной деятельности;
 размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ учащихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов;
15

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

 фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
 взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в
ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью;
 контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным
образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся);
 взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями.
Функционирование ИОС обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников,
ее использующих и поддерживающих. Функционирование ИОС соответствует законодательству Российской Федерации.
Обеспечение информационными ресурсами соответствует типу и виду образовательного
учреждения. На данный момент в школе имеется 44 компьютера, 102 ноутбука и 36 нетбуков –
всего 182 единицы. Из них 166 используется в образовательной деятельности, 16 – в управлении
школой. В школе имеется 26 мультимедийных проекторов, 22 интерактивных доски, 17 документ – камер, 8 принтеров и 35 многофункциональных устройств (принтер – сканер – копир).
Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек – оптоволокно
Школа обеспечивает лицензионную чистоту программного обеспечения: на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение «Microsoft». Для обеспечения безопасности работы в системе установлено лицензионное ПО Kaspersky Work Space Security.
Много внимания уделяется и безопасности работы в Интернете: установлена на все компьютеры программа «Интернет-цензор», провайдером «Ростелеком» предоставляется услуга
«Директорский контроль».
В школе принята инструкция, регламентирующая доступ учащихся в Интернет, реализуется программа «Обучение детей, родителей и педагогов основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета».
4.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по
всем учебным предметам Учебного плана ООО ОВЗ.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена
исходя из расчета:
 не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету,
входящему в обязательную часть учебного плана;
 не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана.
Список учебников, используемых в образовательной деятельности при реализации
Учебного плана:
№
Название учебника
Русский язык
1
Ладыженская Т.А. Русский язык 5 кл. М.: Просвещение,2019,2020
2
Баранов М.Т. Русский язык 6 кл. М.: Просвещение,2019,2021
3
Быстрова Е.А. Русский язык 7 кл. М.: Русское слово, 2017
4
Быстрова Е.А. Русский язык 8 кл. М.: Русское слово, 2017,2019
5
Быстрова Е.А. Русский язык 9 кл. М.: Русское слово, 2017,2019
6
Бархударов С.Г. Русский язык 9 кл.М.. Просвещение, 2019,2020
Литература
16

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
1
2
3
1
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5

Меркин Г.С. Литература 5 кл. М.: «Русское слово», 2017
Меркин Г.С. Литература 6 кл. М.: «Русское слово», 2017, 2018
Меркин Г.С. Литература 7 кл. М.: «Русское слово», 2017, 2018,2020
Меркин Г.С. Литература 8 кл. М.: «Русское слово», 2017,2018,2020
Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература 9 кл, М.: «Русское слово», 2019.2020
Иностранный язык
Комарова Ю.А. Английский язык 5 кл. М.: Русское слово, 2013, 2016
Комарова Ю.А. Английский язык 6 кл. М.: Русское слово, 2013, 2017,2018
Комарова Ю.А. Английский язык 7кл. М.: Русское слово, 2013, 2017,2020
Комарова Ю.А. Английский язык 8 кл. М.: Русское слово, 2016, 2017
Комарова Ю.А. Английский язык 9 кл. М.: Русское слово, 2016, 2018,2019,2020
Аверин М.М. Немецкий язык. Второй иностранный 5 кл.М.: Просвещение,2018
Аверин М.М. Немецкий язык. Второй иностранный 6 кл.М.: Просвещение,2020
Аверин М.М. Немецкий язык. Второй иностранный 7 кл.М.: Просвещение,2020
Математика
Никольский С.М. Математика 5 кл. М. Просвещение,2015, 2018
Никольский С.М. Математика 6 кл. М. Просвещение,2015, 2018,2019
Виленкин Н.Я. Математика 6 кл. М.: Просвещение,2019
Алгебра
Колягин Ю.М. Алгебра 7 кл. М.: Просвещение, 2013, 2018,2019
Колягин Ю.А. Алгебра, 8 кл., М.: «Просвещение», 2018,2020,2021
Колягин Ю.А. Алгебра, 9 кл., М.: «Просвещение», 2016, 2019
Геометрия
Атанасян Л.С. Геометрия 7-8-9 кл., М.: Просвещение, 2015, 2018, 2019,2020,2021
Информатика
Босова Л.Л. Информатика 7 кл. М: БИНОМ, 2018,2019
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ, 8 кл. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018,2020
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ, 9 кл. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016, 2019
История
Михайловский Ф.А. История древнего мира 5 кл. М.: Русское слово,2016
Агибалова Е.В. История средних веков 6 кл. М.: Просвещение,2013
Арсентьев Н.М. История России 6 кл. М.: Просвещение,2017
Арсентьев Н.М. История России 7 кл. М.: Просвещение,2018
Арсентьев Н.М. История России 8кл. М.: Просвещение,2020
Арсентьев Н.М. История России 9кл. М.: Просвещение,2021
Соловьев К.А. История России 8 кл. М.:Русское слово,2016
Соловьев К.А. История России 9 кл. М.:Русское слово,2019
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история 9 кл.М.: Мнемозина,2013
Юдовская А.Я. Всеобщая история,7 кл. М.: Просвещение, 2013
Обществознание
Боголюбов Л.Н. Обществознание 5 кл. М.: Просвещение, 2018
Боголюбов Л.Н. Обществознание 6 кл. М.: Просвещение, 2018, 2019
Боголюбов Л.Н. Обществознание 7 кл. М.: Просвещение, 2014, 2018
Боголюбов Л.Н. Обществознание 8- кл.М.: Просвещение, 2018, 2019
Боголюбов Л.Н. Обществознание 9 кл. М.: Просвещение,2017, 2019,2020
География
Алексеев А.И. География 5-6 кл. М.: Просвещение,2020,2021
Домогацких Е.М. География 6кл.М.: Русское слово, 2017
Домогацких Е.М. География 7 кл. М.: Русское слово, 2017
Домогацких Е.М. География 8 кл. М.: Русское слово, 2017
Домогацких Е.М. География 9 кл. М.: Русское слово, 2016
Биология
17

Учебный план основного общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 учебный год

1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2

Плешаков А.А. Введение в биологию 5 кл. М.: Русское слово,2016
Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6 кл. М.: Русское слово, 2017
Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 7 кл. М.: Русское слово, 2018
Жемчугова А.А. Биология 8 кл. М.: Русское слово, 2017,2019
Романова Н.И. Биология 9 кл. М.:Русское слово,2016,2019
Суматохина С.В. Биология 7 кл. М.: Мнемозина,2019
Физика
Перышкин А.В. Физика 7 кл. М.: Дрофа, 2018,2019
Перышкин А.В. Физика 8 кл. М.: Дрофа, 2018,2019
Перышкин А.В. Физика 9 кл. М.: Дрофа,2018,2019
Химия
Рудзитис Г.Е. Химия 8 кл.М.: Просвещение, 2018, 2019
Рудзитис Г.Е. Химия 9 кл. М.: Просвещение, 2017
Изобразительное искусство
Горяева Н.А. Изобразительное искусство 5 кл. М.: Просвещение, 2009
Неменская Л.А. Изобразительное искусство 6 кл. М.: Просвещение, 2013
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство 5-6 кл. М: Русское слово, 2014
Питерских А.С., Гуров Г.Е. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 7-8
класс. – М.: Просвещение, 2014
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство 8 кл. М.: Просвещение, 2012
Музыка
Сергеева Г.П. Музыка 5 кл М.: Просвещение,2020
Сергеева Г.П. Музыка 6 кл М.: Просвещение,2020
Сергеева Г.П. Музыка 7 кл М.: Просвещение,2020
Сергеева Г.П. Музыка 8кл М.: Просвещение,2020
Технология
Казакевич В.М. Технология 5 кл. М.: Просвещение,2019,2020
Казакевич В.М. Технология 6 кл. М.: Просвещение,2019,2020
Казакевич В.М. Технология 7 кл. М.: Просвещение,2019,2020
Казакевич В.М. Технология 8-9 кл. М.: Просвещение,2019
Глозман Е.С. Технология 5 кл. М.: Просвещение,2020
Глозман Е.С. Технология 6 кл. М.: Просвещение,2020
Глозман Е.С. Технология 7 кл. М.: Просвещение,2020
Глозман Е.С. Технология 8-9 кл. М.: Просвещение,2020
Матяш Н.В. Технология 8 кл. М.: Вентана-Граф,2015
Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности,8-9 кл. М.: Просвещение,2020
Основы безопасности жизнедеятельности
Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 5 кл. М.: Дрофа, 2010
Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности 6 кл. М.: Дрофа, 2013
Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности 5-7 кл. М.: Просвещение,2020
Вангородский С.Н., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 8 кл. М.:
Дрофа, 2010
Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 кл. М.: Просвещение,2020
Физическая культура
Гурьев С.В. Физкультура 5-7 кл. М.: Русское слово, 2013
Гурьев С.В. Физическая культура 8-9 кл. М.: Русское слово, 2013
Матвеев А. П. Физическая культура, 6-7 класс. М.: Просвещение, 2013
Матвеев А. П. Физическая культура, 8-9 класс. М.: Просвещение, 2013
Основы духовно - нравственной культуры народов России
Студеникин М.Т. Основы светской этики 5 кл. М.: Русское слово, 2013,2017,2018
Кураев А. В. Основы православной культуры 4-5 кл. М.: Просвещение, 2013
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».